Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

чальпом периоде войны было в пользу противника, за иск­ лючением подводных лодок. И тем не менее германское командование скоро поняло, что в северных водах невоз­ можно завоевать господство о такими силами, и стало их наращивать. Начавшиеся бомбардировки Мурманска, Полярного и Кольского залива поставили вопрос о рассредоточении ко­ раблей флота. А. Г. Головко на заседании Военного совета говорил, что в Кольском заливе скопилось до 35 транспорт­ ных судов, около 40 рыболовных траулеров и 80 мотобо­ тов — большая часть Мурманского торгового и рыболовного флота. Держать всю эту массу необходимых стране судов под угрозой вражеского десанта и под ударами немецкой авиации, которая усиливает налеты, нельзя. Надо уводить их. Вопрос куда был ясен — на восток, в Архангельск, а вот к ак— оказался сложнее, так как Северный флот не мог дать достаточного количества боевых кораблей для сопро­ вождения и защиты от германских пиратов в Баренцевом море. Решили отправлять торговые пароходы и старые рыболовные траулеры в Белое море поодиночке, «протал­ кивать» их в часы туманов, низкой облачности. Конечно, это было рискованно, но иного выхода не нашли. Начало Великой Отечественной войны застало в Мур­ манске два самых крупных ледокола арктического флота— «Ленин» (капитан Н. И. Храмцов) и «Сталин» (капитан II. А. Пономарев). Они готовились к мирной навигации, ремонтировались и снаряжались для рейса в Ледовитый океан. Противник знал об этих ледоколах, и летчики полу­ чили приказ «уничтожить их в западне». Уже 23 июня 1941 г. на ледоколы посыпались бомбы. Особенно охотились фашисты за вторым ледоколом, который был построен пе­ ред самой войной. Одна из бомб, нацеленная на судно, взорвалась в нескольких метрах за кормой. Ледоколы при­ шлось срочно отвести от пирсов судоремонтного завода и поставить в разных, прикрытых скалами местах залива, под защиту зенитных батарей. И все равно гитлеровцы продол­ жали бомбардировки. 17 июля на ледоколы налетели сразу 20 самолетов. Но ремонтные работы продолжались, и в августе ледоколы благополучно ушли на траосу Ледовитого океана. Помимо чисто военных задач у командования Северпого флота было много других хлопот. И одной из первых была эвакуация. В дневнике А. Г. Головко за 24 дюня 1941 г. читаем: «Продолжаем эвакуацию семей военнослужащих, в 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz