Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).
драться и штыком, и кулаком, и подвернувшимся под руку камнем. В решении Мурманского облисполкома об увекове чении памяти отважного земляка старшего долитрука Т. К. Борисе нка говорилось: «Будучи назначен командова нием на время боя командиром подразделения бойцов, он получил задачу: отрезать противнику пути отступления с тыла. Задача была выполнена с честью — его подразделение приняло весь удар отступающего врага». Сентябрьское наступление врага на Мурманск провали лось. Дивизии 14-й армии Карельского фронта при под держке Северного флота в ходе ожесточенных боев актив ными действиями измотали противника, обескровили его горно-егерские полки. 19 сентября 1941 г. Совинформбюро сообщало: «В упорных боях на мурманском направлении наши части нанесли большие потери трем батальонам «ОС» и двум немецким горно-егерским полкам. 136 и 137 немец кие горно-егерские полки потеряли около 1000 солдат и офицеров убитыми и свыше двух тысяч ранеными» и . 22 сентября 1941 г. Гитлер подписал директиву ОКВ № 36, в которой говорилось о временном прекращении на ступления горно-стрелкового корпуса на Мурманск12. Не удачи в Заполярье объясняли в Берлине тяжелыми усло виями местности, отсутствием дорог и непрерывным усиле нием советских войск. В действительности же планы врага были сорваны непоколебимой стойкостью и массовым геро измом советских воинов, тесным взаимодействием сухопут ных войсн, фронтовой авиации и сил Северного флота. Так как о боях на сухопутном фронте коротко рассказа но выше, а о Северном флоте пойдет речь в следующей главе, необходимо остановиться на действиях летчиков Ка рельского фронта. В состав 1-й смешанной авиадивизии, сражавшейся в 1941 г. на мурманском направлении, тогда входили 145-й и 147-й истребительные полки (командиры Г. Калугин и П. 3. Шевелев) и 137-й полк скоростных бомбардировщиков (полковник М. М. Головня). Советские авиаторы сражались, забывая счет дням и часам. Они при крывали пехоту, боевые корабли, аэродромы, порт и ж елез нодорожный узел Мурманска. Летать зачастую приходилось 11 Сообщения Советского Информбюро, т. 1, с. 247. 12 См.: История второй мировой войны 1939—1945. М., 1975, т. 4, с. 115; Карельский фропт в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг., с. 48. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz