Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

В следующем году заполярный город торжественно встречал ледорез «Федор Литке», прошедший за одну на­ вигацию ледовый путь из Владивостока до Кольского за­ лива. В 1935 г. героический переход через Арктику соверши­ ли обычные торговые пароходы «Сталинград» и «Анадырь». Они доставили в Мурманск грузы из Владивостока, по пу­ ти сняли с зимовок полярников, среди которых находился будущий покоритель Северного полюса, а в войну упол­ номоченный ГКО по перевозкам на Севере И. Д. Папанин. Активно участвовал в освоении Северного морского пути коллектив Мурманского торгового порта. Летом 1935 г. портовики за 18 дней снарядили, загрузили и от­ правили в Арктику 8 судов. Объем арктических перевозок за 1933— 1937 гг. увеличился почти в два раза. Моряки и портовики Мурманска выполнили в предвоенные годы ряд ответственных заданий Советского правительства10. Ледо­ кольные суда «Мурман» и «Таймыр», приписанные к Мур­ манску, снимали в феврале 1938 г. с дрейфующей льдины четверку папанинцев. В 1939 г. Мурманск принял при­ бывший из Ленинграда караван буксиров и землечерпалок, помог ему всем необходимым и отправил через Арктику во Владивосток. Тогда же возникло Мурманское морское пароходство. В январе 1940 г. трудящиеся Мурманска торжественно встречали седовцев. Более двух лет мурманчане следили за дрейфующим ледоколом «Седов», за подвигом его экипажа во главе с капитаном К. С. Бадигиным. В Мурманске продолжалось большое строительство. На окраине города, южнее Варничного ручья, выросла тепло­ электроцентраль, предусмотренная ленинским планом ГОЭЛРО. Строились новые цехи судоремонтных предприя­ тий, тарного комбината, вошел в строй консервный завод. Возникла местная и пищевая промышленность. Менялся облик столицы советского Заполярья. Нача­ лось широкое каменное строительство: на главном прос­ пекте выросли многоэтажные жилые дома — тралового фло­ та, рыбного порта, горсовета; на улице Челюскинцев — жилые дома пароходства и железной дороги. В городе по­ явился Дом междурейсового отдыха моряков (ДМО) — 10 Партийный архив Мурманского обкома КПСС (далее — ПЛМО КПСС), ф. 2, on. 1, д. 1925, л. 67—69; ф. 431, on. 1, д. 4, л. 456. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz