Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

морским путем. Строил подводные сооружения, в том чпсле Кислогубскую приливную электростанцию, работал в пер­ вой в нашей стране морской (подводной) геологоразведоч­ ной партии... Люди — главное богатство Мурманска. Город дал стра­ не более 30 Героев Социалистического Труда, в том числе 14 рыбаков, 9 моряков и портовиков, 4 строителей, 2 ж е­ лезнодорожников. Вот только один из них — Борис Макарович Соколов. В 1985 г. он был гостем 13-й страницы «Недели», и его от­ рекомендовали так. Тридцать пять лет работает на ледоко­ лах в высоких широтах. Участвовал в 4-й советской ан­ тарктической экспедиции. На первом в мире атомном ледо­ коле «Ленин» трудится со дня постройки этого прославлен­ ного судна. Капитан дальнего плавания, почетный поляр­ ник и почетный работник морского флота, депутат Ленин­ ского районного Совета Мурманска, Герой Социалистическо­ го Труда. И его учитель — Павел Акимович Пономарев, первый капитан атомохода, — тоже мурманчанин. Своим воспитан­ ником считают мурманчане и Юрия Сергеевича Кучиева — капитана «Арктики», покорившей Северный полюс. Сегодняшний Мурманск — главная база отечествен­ ного атомного ледокольного флота, с помощью которого арктическая навигация в северных морях стала круглого­ дичной. Сбылись предначертания ленинского плана ГОЭЛРО, где было записано: «Мурманск обещает превра­ титься в крупный портовый город с быстро развивающейся промышленностью, связанной с местными промыслами и морским значением порта» 4. Мирный атом позволил сделать навигацию в Арктике круглогодичной: в 1978 г. атомоход «Арктика» вышел на полярные трассы в ноябре, а вернулся в Мурманск в июле 1979 года. Атомоход «Сибирь» в одном из рейсов находился в полярных широтах более 400 дней кряду. Инициатива, творчество, опора на научно-технический прогресс — в характере мурманчан. В 1980 г. группе про­ ектировщиков и строителей присуждена премия Совета Ми­ нистров СССР за сооружение Мурманского комбината хле­ бопродуктов. 4 Основания проекта электрификации Северного района, Пгд., 1920, с. 22. 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz