Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

Чувствуется в этих людях глубокое сознание важности ра­ боты, которую они ведут здесь, «на краю земли»8. Главное, что бросилось в глаза писателю, — это строй­ ка, которая велась в Мурманске всюду. Именно тогда ве­ ликий писатель подчеркивал: «На пустынном берегу Ле­ довитого океана, на гранитных камнях, местами уж е раз­ молотых движением ледника и временем в песок, строится город. Именно — так: люди строят сразу целый город». А в конце очерка Максим Горький отмечал, что «в Мурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государст­ венного строительства» 9. Очень меткое наблюдение писателя подкреплялось кон­ кретными показателями. Если в 1924/25 хозяйственном го­ ду судами дальнего плавания через Мурманский порт было перевезено 216 тысяч тонн грузов, то в 1926/27 г. — уже 495 тысяч. В связи с ростом морских перевозок возрос грузооборот железной дороги. Только в 1928 г. было от­ правлено около 20 тысяч вагонов различных грузов. В Мур­ манске появились более мощные паровозы. Регулярнее хо­ дили в Ленинград пассажирские поезда. В Мурманском порту стали работать три новых бук­ сира, ледокол, плавучий док. На улицах города все чаще слышалась английская, норвежская, финская, немецкая речь. В 1928 г. в Мурманске побывало 165 иностранных пароходов — в 2,5 раза больше, чем в 1926 году. И еще одну деталь жизни Мурманска тех лег необходи­ мо отметить: пошла на убыль безработица. 13 декабря 1927 г. газета «Полярная правда» писала: «Безработица в Мурманске дает себя чувствовать. Положение ухудша­ ется тем, что в Мурманск едут безработные из других мест Республики». Но уж е в 1929/30 г. рыбная промыш­ ленность, транспорт и строительство стали нуждаться в ра­ бочих — с безработицей было покончено. Рост рыболовного флота — за первую пятилетку в Мур­ манск прибыло 34 новых паровых и 10 дизельных трауле­ ров, — создание береговой базы, в том числе судоремонт­ ного завода и рыбообрабатывающего комбината, увеличе­ ние числа жителей определяли и высокие темпы строитель­ ства. Помимо более плотной застройки первой и второй террас началось сооружение поселка южнее Варничного ручья, вошедшего в историю Мурманска под названием 8 Г о р ь к и й А. М. На краю земли. — Собр. соч., М., 1974, т. 20, с. 246. * Г о р ь к и й А. М. На краю земли. — Собр. соч., т; 20, с. 240, 250. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz