Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

Эриксон спешил к семье, которая жила в Мурманске. Он не мог распространяться о своих делах, но домашние по­ нимали, что советские ордена Красного Знамени и Красной Звезды вручены ему за боевые заслуги... Есть в Мурманске памятник в честь содружества и по­ беды стран антигитлеровской коалиции. Он установлен в 1975 г. у клуба моряков, где бывают экипажи иностран­ ных судов, заходящих в Мурманск. Часто бывают здесь норвежцы, и мурманчане рассказывают им, как их сооте­ чественники воевали с фашизмом в годы второй мировой войны. ...А теперь коснемся еще одной страницы истории при­ фронтового Мурманска — войны непосредственно в Аркти­ ке. В самом начале книги говорилось, как Мурманск стал западными воротами Арктики, какую роль он играл в ос­ воении Северного морского пути в тридцатые годы. Во время Великой Отечественной войны Северный мор­ ской путь, ставший в годы предвоенных пятилеток надеж­ ной линией связи с Сибирью и Дальним Востоком, имел стратегическое значение для обороны страны. По важней­ шей морской магистрали перевозились военные и народно­ хозяйственные грузы, сырье и оборудование, продукты пи­ тания. По Северному морскому пути прибывало пополне­ ние с Тихоокеанского флота (лидер «Баку», эсминцы «Ра­ зумный» и «Разъяренный»). Вполне естественно, что подступы к Северному мор­ скому пути, саму трассу надо было охранять, так как на западном ее участке появились подводные лодки и над­ водные корабли противника. До берегов Новой Земли и острова Вайгач активно действовала и авиация врага. Для обеспечения безопасности транспортных судов ко­ мандование Северного флота стало вводить систему кон­ воев БА (Белое море — Арктика) и АБ (Арктика — Бело- морье). Суда формировались в караваны, для их охраны в море выделялись боевые корабли. Германская авиация, подводные лодки и надводные ко­ рабли поставили в ряде районов Баренцева моря минные заграждения. Кроме якорных и контактных мин фашисты применили новые виды мин: донные неконтактные, с им­ пульсными, магнитными и акустическими взрывателями. Наибольшую опасность на путях следования конвоев представляли вначале магнитные мины. Чтобы предотвра­ тить угрозу потери кораблей и транспортов, в Мурманск 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz