Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

ветеран мурманского комсомола. Но все это было. И самую жизнь в Мурманске двадцатых годов можно без преувели­ чения назвать героической. Не было благоустроенного жи­ лья, первый каменный дом для населения — его отдали врачам — был построен в 1934 году. Не хватало пресной воды, ее завозили либо в цистернах из реки Колы, либо в бочках из Варничного ручья и продавали по две копейки ведро. Не было таких крайне необходимых продовольствен­ ных товаров, как фрукты, овощи, масло, сахар, свирепство­ вала цинга. Не существовало тогда и каких-либо денежных надбавок типа нынешних «полярок». И тем не менее мур­ манчане жили, упорно работали, восстанавливали разру­ шенное, думали о будущем. Большую помощь Мурманску оказывали Советское го­ сударство и Коммунистическая партия, о Мурманске знал и заботился Владимир Ильич Ленин. Осенью 1920 г. он подписал декрет о продовольственном снабжении северян, а весной 1921 г. поставил в Совнаркоме вопрос о выделе­ нии 1,1 миллиона рублей золотом на закупки в соседней Норвегии рыболовных судов, снаряжения и продовольст­ вия. В июне 1921 г. создается самостоятельная Мурманская губерния, и Мурманск становится ее центром. А тем временем сами мурманчане все делали для того, чтобы выйти из разрухи, осуществляли планомерное вос­ становление народного хозяйства. Первоочередной задачей стало возрождение Мурманской железной дороги. В мае 1923 г. на базе железной дороги и торгового порта был ор­ ганизован Мурманский промышленно-транспортный и ко­ лонизационный комбинат. Ему передали огромную терри­ торию, прилегающую к магистрали (3 миллиона гектаров), с правом ее эксплуатации и использования вырученных средств на восстановительные работы. Этот комбинат не только перевозил грузы и людей, но и создавал вдоль до­ роги очаги промышленности, заселял — «колонизировал», как тогда говорили, край. Железнодорожное строительство стало самым главным делом для мурманчан в первой половине двадцатых годов. Восстанавливались пути, обновлялся паровозный и вагон­ ный парк, ремонтировались водокачки. После пожара, слу­ чившегося в 1922 г., в Мурманске стали строить новый вокзал. Особое внимание уделяли сооружению мостов. Кстати говоря, именно за восстановление мостов и массо­ вый трудовой героизм, проявленный коллективом, Север­ ное отделение Мурманской железной дороги было отмечено орденом Трудового Красного Знамени. Отряд мурманских 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz