Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

Г л а в а в о с ь м а я ВОЙНА НА СТЫКЕ ОКЕАНОВ Война на Севере с каждым месяцем расширяла свои морские границы. Если в 1941 г. боевые действия велись з основном в прибрежной части Баренцева моря, то с начала 1942 г. они охватили всю Северную Атлантику и распро­ странились на западный сектор Советской Арктики. В Берлине поняли, что первоначально выделенные си­ лы не справляются с их задачами, и стали пополнять груп­ пу «Норд» надводными и подводными кораблями. В Нор­ вегии строились новые аэродромы. Северная Атлантика стала объектом еще более пристального внимания герман­ ского командования, которое делало все, чтобы не допус­ тить высадки союзных десантов и нарушить плавание су­ дов стран антигитлеровской коалиции. Морские коммуникации на Севере, отмечается в «Ис­ тории второй мировой войны», имели исключительное зна­ чение для обеих сторон. Из районов Петсамо и Киркенеса в Германию доставлялось стратегическое сырье (никель и железная руда), а из Германии живая сила и грузы для немецкой армии «Норвегия». Северные внешние морские коммуникации связывали советские порты Мурманск и Ар­ хангельск с портами Англии и Соединенных Штатов Аме­ рики, а внутренние — с Арктикой *. Северный флот все активнее переходил к целенаправ­ ленным наступательным действиям. Главной силой в борь­ бе с агрессором на путях его морских сообщений остава­ лись подводные лодки. За период с января по апрель 1942 г. ими было потоплено 34 вражеских транспорта (108,6 тысячи брутто-регистровых тонн). Число пущенных ко дну вражеских транспортов росло с каждым месяцем. Гвардейская Краснознаменная подвод­ ная лодка «Щ-402» потопила 9 транспортов, на один тран­ 1 См.: История второй мировой войны 1939—1945, т. 4, с. 124. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz