Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).
Г л а в а в о с ь м а я ВОЙНА НА СТЫКЕ ОКЕАНОВ Война на Севере с каждым месяцем расширяла свои морские границы. Если в 1941 г. боевые действия велись з основном в прибрежной части Баренцева моря, то с начала 1942 г. они охватили всю Северную Атлантику и распро странились на западный сектор Советской Арктики. В Берлине поняли, что первоначально выделенные си лы не справляются с их задачами, и стали пополнять груп пу «Норд» надводными и подводными кораблями. В Нор вегии строились новые аэродромы. Северная Атлантика стала объектом еще более пристального внимания герман ского командования, которое делало все, чтобы не допус тить высадки союзных десантов и нарушить плавание су дов стран антигитлеровской коалиции. Морские коммуникации на Севере, отмечается в «Ис тории второй мировой войны», имели исключительное зна чение для обеих сторон. Из районов Петсамо и Киркенеса в Германию доставлялось стратегическое сырье (никель и железная руда), а из Германии живая сила и грузы для немецкой армии «Норвегия». Северные внешние морские коммуникации связывали советские порты Мурманск и Ар хангельск с портами Англии и Соединенных Штатов Аме рики, а внутренние — с Арктикой *. Северный флот все активнее переходил к целенаправ ленным наступательным действиям. Главной силой в борь бе с агрессором на путях его морских сообщений остава лись подводные лодки. За период с января по апрель 1942 г. ими было потоплено 34 вражеских транспорта (108,6 тысячи брутто-регистровых тонн). Число пущенных ко дну вражеских транспортов росло с каждым месяцем. Гвардейская Краснознаменная подвод ная лодка «Щ-402» потопила 9 транспортов, на один тран 1 См.: История второй мировой войны 1939—1945, т. 4, с. 124. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz