Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

железной дороги в глубь страны. Москва пошла навстречу, и железнодорожники пользовались электротягой всю войну. Правда, энергосистема часто выходила из строя, но тут вы­ ручали трудяги-паровозы. Железнодорожники Мурманска участвовали во всех ме­ роприятиях по обороне родного города. Посылали группы людей на работу в Оборонстрой — рыть окопы и проклады­ вать дороги, строить блиндажи и огневые точки. Не раз железнодорожники приходили на помощь портовикам — раз­ гружали пароходы. Станционники своими силами построи­ ли ряд бомбоубежищ. В механических мастерских депо вы­ пускали минометы, гранаты и автоматы. Как уж е отмеча­ лось, стволы минометов приходилось вытачивать из вагон­ ных осей. Коллектив вагонного депо Мурманска построил и обо­ рудовал для нужд обороны Заполярья бронепоезд «Мурма- нец». Активное участие в его сооружении приняли мурман­ чане И. К. Неживко, В. Ф. Патцев, М. Г. Сысоев, X. М. Ха- мидулин. 25 апреля 1942 г. бронепоезд «Мурманец» под командованием А. М. Логинова отправился выполнять пер­ вое боевое задание. Многие члены его экипажа долгие годы трудились на транспорте и после войны: машинистом теп­ ловоза работал ветеран освоения Севера Владимир Смир­ нов, водил электровоз в Мурманске Василий Беляев, стар­ шим диспетчером был Павел Котляков. Весом вклад железнодорожников Мурманска в дело по­ беды над врагом. За 1200 дней войны в Заполярье они от­ правили в глубь страны 1,2 миллиона тонн различных гру­ зов — боевой техники, военных материалов, промышленного оборудования и продовольствия. Железнодорожники доста­ вили в Мурманск сотни эшелонов с солдатами, мобилизо­ ванными грузчиками, оружием и боеприпасами, вывезли де­ сятки санитарных поездов, выполнили сотни спецрейсов. В трудных условиях войны железнодорожники Запо­ лярья добивались отличных результатов во Всесоюзном со­ циалистическом соревновании. В течение восьми месяцев они держали переходящее Красное знамя ГКО, тридцать раз завоевывали первенство среди предприятий Наркомата путей сообщения. Мурманские железнодорожники выполни­ ли сьой долг перед страной, перед советским народом. На мемориальной доске на вдании Мурманского вокзала среди многих имен погибших в войну железнодорожников стоят фамилии составителя поездов И. С. Голубева и стре­ лочника Ф. И. Клычкова. В тот день — это было 2 июля 1942 г. — враг бомбил Мурманский железнодорожный узел 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz