Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

У тридцати пяти человек, которые дежурили в смену, квартиры сгорели. Они остались в том, в чем были. Работая в тяжелых условиях Заполярья (длинные зимы, обильные снегопады, сильные метели, при светомаскировке, под бомбами врага), железнодорожники действовали само­ отверженно. На трудовом посту погибло 80 машинистов, со­ ставителей, диспетчеров и их помощников, 153 железно­ дорожника были ранены или контужены. Вражеские самолеты 97 раз бомбили Мурманский же­ лезнодорожный узел, сбросили на пути несколько тысяч бомб, были разбиты локомотивное и вагонное депо и, вклю­ чая область, 216 паровозов и электровозов, 1300 вагонов. Часто выходили из строя стрелочные посты, здания дис­ петчерских пунктов, система энергоснабжения. Американские и английские моряки, отдыхавшие в гос­ тинице «Арктика», говорили мурманчанам, что немецкое радио трубит по всему миру, будто бы Мурманская желез­ ная дорога и порт разрушены, город сметен с лица земли, а Кольский залив стал кладбищем взорванных и затопленных судов. «А вы, оказывается, не только работаете и живете, но еще и смеетесь над геббельсовскими выдумками», — до­ бавляли союзники. Как известно, Мурманское отделение Кировской желез­ ной дороги в годы предвоенных пятилеток было электри­ фицировано. Энергию для дороги давали две гидростанции — Нивская у Кандалакши и Нижне-Туломская в Мурмашах (27 километров от Мурманска). Когда началась война и пришел приказ об эвакуации, поступило распоряжение де­ монтировать оборудование станций и всего энергохозяйства области и вывезти в глубинные районы страны. Что каса­ ется гидростанций, то тут вопросов не было: с Нижне-Ту- ломской ГЭС сияли и вывезли три турбины, а одну остави­ ли для энергоснабжения Мурманска и Северного флота. А вот что касалось подстанций вдоль железной дороги, тут получалось нескладно. Приказ гласил: подстанции демон­ тировать, трансформаторы и другое оборудование отправить на восток. Железнодорожники заволновались: «А как же дорога? Переходить на паровозы, на уголь? Но где же взять его? Ведь до войны уголь завозили со Шпицбергена, а сейчас там шахты закрыты, да и не добраться туда». Отправились в обком партии, к М. И. Старостину, тот стал звонить в Москву. Он объяснил, что продвижение противника в За­ полярье остановлено, в области нет источников для получе­ ния топлива, и попросил не вывозить энергооборудование 9 А. А. Киселев 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz