Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

тив, поджечь цистерны с горючим, взорвать фугасными бомбами полотно железной дороги. Машинисты старались увести эшелоны от бомб, давали то передний ход, то резко толкали вагоны назад — это за­ висело- от направления вражеской атаки. Учитывали про­ филь дороги, защитные возможности местности. Самоотвер­ женно вели себя в один из налетов машинист С. Я. Кирюш­ кин и его помощник К. Т. Суринов. Долго они маневриро­ вали составом, пока летчик летал над эшелоном — сначала сбрасывал бомбы, а потом поливал вагоны пулеметным ог­ нем. Кирюшкин был ранен, но не покинул кабину электро­ воза, довел состав до Мурманска. Нередко железнодорожный путь к Мурманску оказывал­ ся разрушенным. В таких случаях срочно посылали аварий­ ную бригаду, восстанавливали полотно, мосты, путевые стрелки. Чтобы обезопасить машинистов от поражения пу­ лями и осколками, стали обшивать кабины электровозов и паровозов броневыми листами. Начальник станции Мурманск Герой Социалистического Труда Сергей Фролович Бурмистров вспоминал: — Землю сотрясали взрывы фугасных бомб. То там, то тут в воздух взметались языки пламени. Маневровый дис­ петчер Владимир Чибирев уж е в который раз вызывал юж­ ный стрелочный пост, но ответа не было. «Значит, все, — еле слышно проговорил он. — Не иначе как одна из бомб разнесла будку стрелочника». Мы уж е бросились было к выходу, как раздался знако­ мый голос. Докладывала стрелочница южного поста Алек­ сандра Мельникова. Оказывается, воздушные пираты забро­ сали составы зажигательными бомбами, и стрелочница вме­ сте с составителем Голубевым, старшим стрелочником Клыч- ковым под разрывами бомб, прыгая по крышам с вагона на вагон, сбрасывала на землю зажигалки. Ценный груз был спасен от огня. Напряжение работы на Мурманском железнодорожном узле резко возрастало с приходом союзных и внутренних караванов. Ведь на путях иногда скапливались сотни ва­ гонов. Маневровые операции на станции не прекращались и во время воздушных тревог. Железнодорожники, как и фронтовики, несли службу круглосуточно, невзирая ни на какие обстоятельства. Так, летом 1942 г. во время одной из самых ожесточенных бомбардировок вспыхнули дома железнодорожного поселка. С. Ф. Бурмистров рассказывал; — Люди на станции видели, что горят их дома, но ни один не бросил дело, не пошел спасать свое имущество. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz