Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

вых дорогах тысячи безвестных героев под огнем вражеских самолетов водят поезда, чинят пути, обеспечивают связь... На поезд с военным грузом, стоявший на станции К., папал вражеский бомбардировщик. Загорелся последний вагон поезда. Бригада быстро отцепила загоревшийся ва­ гон, Весь остальной эшелон решено было немедленно уве­ сти со станции. Фашистский самолет погнался за поездом и стал снижаться. Машинист поезда тов. Онторалех быстро затормозил состав. Немецкий летчик не ожидал этого, и все бомбы упали впереди поезда. Умело маневрируя, маши­ нист привел поезд к месту назначения невредимым» 4. В годы Великой Отечественной войны при бомбардиров­ ках Мурманска железнодорожный узел всегда оставался районом повышенной опасности. Враг считал его наряду с портом мишенью номер один и стремился вывести из строя. Обычно вражеские самолеты заходили для бомбардиров­ ки станции из-за сопок западнее Дровяного и Абрам-мыса. В первые недели войны там не оказалось никаких зенитных средств прикрытия. Тогда по приказу комапдугатцегсГС о вер-~ ным флотом в Кольский залив прибыл эсминец «Гремя- щий». В первом же бою комендоры~эсминца сбили д ва са- молета. А самое главнo'e'^riригаел__конец пиратской безна­ казанности..фашистские летчики получили отпор. Военные моряки умелой стрельбой рассеивали строй немецких эс­ кадрилий, заставляли фашистов сбрасывать бомбы без при­ целивания, что спасло железнодорожный узел от больших разрушений. Но смертельная опасность постоянно ходила рядом с железнодорожниками: ведь полотно дороги замаскировать невозможно, его хорошо видно с воздуха. Война потребова­ ла от железнодорожников высокой организованности, кол­ лективной стойкости, личного мужества. И если станция Мурманск работала бесперебойно, если составы с людьми и грузами шли безостановочно, то в этом общая заслуга машинистов, составителей и осмотрщиков поездов, диспет­ черов, стрелочников и ремонтников. Вражеские летчики устраивали охоту за поездами. Охо­ та была групповая, когда несколько самолетов навалива­ лись на состав, и одиночная. Подкрадывались гитлеровцы обычно со стороны солнца, в ненастный день нападали из- 8 а сопок или облаков. Стремились вывести из строя локомо­ 4 Сообщения Советского Информбюро, т. 1, с. 133. (Станция К,—Кола.) 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz