Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

товики и моряки Мурманского пароходства в годы войны стали инициаторами Всесоюзного социалистического сорев­ нования работников морского флота. Они послали теле­ графный вызов во Владивосток, в адрес Дальневосточного пароходства: «Будем работать под лозунгом: «Больше гру­ зов фронту!» В 1943 г. Мурманский порт одержал победу в этом соревновании. Яркие страницы в летопись обороны Заполярья вписали моряки Мурманского пароходства, значительная часть транспортных средств которого была переключена на до­ ставку боеприпасов, вооружения и продовольствия для войск 14-й армии и Северного флота. В 1942 г. этим зани­ малось около 30 военизированных транспортов. Остальные корабли пароходства перевозили оборонные грузы из союз­ ных стран. Команды пароходов «Декабрист», «Моссовет», «Пролетарий», «Циолковский», «Роза Люксембург», «Ста­ рый большевик» смело отражали атаки подводных лодок и самолетов врага, преодолевали все опасности плавания в грозовом море, выполняли задания Родины. Несмотря на большую мощь бомбовых ударов, гитле­ ровцам так и не удалось вывести Мурманский порт из строя. В течение всей войны у причалов разгружались со­ ветские и иностранные пароходы. За годы войны торговый порт разгрузил 250 транспортов и переработал свыше 2 миллионов 250 тысяч тонн военно-хозяйственных грузов. Военные заслуги портовиков были учтены и при награжде­ нии порта орденом Трудового Красного Знамени в 1966 году. Рука об руку с портовиками, как уж е говорилось выше, всю войну работали железнодорожники Мурманска. Одна из задач гитлеровской авиации в Заполярье за­ ключалась в том, чтобы нарушить работу железнодорожного транспорта. При отсутствии автомобильных дорог это при­ вело бы к резкому сокращению доставки пополнения, ору­ жия, боеприпасов и продовольствия для войск 14-й армии и Северного флота. Враг предпринимал несколько попыток перерезать Кировскую железную дорогу и на ее северном участке. Он высаживал десанты с самолетов, пытался вый­ ти в ряде пунктов к железной дороге (Лоухи, Кандалакша), а когда это не удалось, перешел к систематическим бомбар­ дировкам. И августа 1941 г. Совинформбюро сообщало: «Советские железнодорожники, не щадя жизни, выпол­ няют свой долг перед Родиной. Ежедневно на прифронто­ 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz