Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).
товики и моряки Мурманского пароходства в годы войны стали инициаторами Всесоюзного социалистического сорев нования работников морского флота. Они послали теле графный вызов во Владивосток, в адрес Дальневосточного пароходства: «Будем работать под лозунгом: «Больше гру зов фронту!» В 1943 г. Мурманский порт одержал победу в этом соревновании. Яркие страницы в летопись обороны Заполярья вписали моряки Мурманского пароходства, значительная часть транспортных средств которого была переключена на до ставку боеприпасов, вооружения и продовольствия для войск 14-й армии и Северного флота. В 1942 г. этим зани малось около 30 военизированных транспортов. Остальные корабли пароходства перевозили оборонные грузы из союз ных стран. Команды пароходов «Декабрист», «Моссовет», «Пролетарий», «Циолковский», «Роза Люксембург», «Ста рый большевик» смело отражали атаки подводных лодок и самолетов врага, преодолевали все опасности плавания в грозовом море, выполняли задания Родины. Несмотря на большую мощь бомбовых ударов, гитле ровцам так и не удалось вывести Мурманский порт из строя. В течение всей войны у причалов разгружались со ветские и иностранные пароходы. За годы войны торговый порт разгрузил 250 транспортов и переработал свыше 2 миллионов 250 тысяч тонн военно-хозяйственных грузов. Военные заслуги портовиков были учтены и при награжде нии порта орденом Трудового Красного Знамени в 1966 году. Рука об руку с портовиками, как уж е говорилось выше, всю войну работали железнодорожники Мурманска. Одна из задач гитлеровской авиации в Заполярье за ключалась в том, чтобы нарушить работу железнодорожного транспорта. При отсутствии автомобильных дорог это при вело бы к резкому сокращению доставки пополнения, ору жия, боеприпасов и продовольствия для войск 14-й армии и Северного флота. Враг предпринимал несколько попыток перерезать Кировскую железную дорогу и на ее северном участке. Он высаживал десанты с самолетов, пытался вый ти в ряде пунктов к железной дороге (Лоухи, Кандалакша), а когда это не удалось, перешел к систематическим бомбар дировкам. И августа 1941 г. Совинформбюро сообщало: «Советские железнодорожники, не щадя жизни, выпол няют свой долг перед Родиной. Ежедневно на прифронто 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz