Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

работнику морского флота». Среди них — боец медико-сани­ тарной дружины МПВО порта Зинаида Ивановна Айдаро­ ва. А политрук этой дружины Татьяна Федоровна Леонтье­ ва и боец дегазационной команды МПВО Клавдия Никола­ евна Федотова получили Грамоты Наркомморфлота. Эти работницы порта показали себя подлинными героями. Они, рискуя жизнью, работали под бомбами и огнем авиацион­ ных пулеметов, в очагах поражения оказывали первую по­ мощь раненым и покалеченным, тушили зажигалки, разби­ рали завалы, извлекая из-под них людей. О том, как работали портовики, дает представление на­ градной лист на начальника Мурманского торгового порта Л. П. Новосадова: «За период Великой Отечественной войны под его ру­ ководством, наряду с обеспечением переработок большого количества импортных грузов, организовано и обеспечено высококачественное выполнение целого ряда заданий ко­ мандования Северного флота. Торговым портом построены причалы Мишуков, Лавна-1. Лавна-2. в Кислой_цсбе. Отре- монтированы санитарные причалы для приема судов с ранеными, каботажная пристань. Оборудован ряд судов для перевозки л!одёй ^ б о свой техники. Буксиры «Кола» и «Коммунист» помогали отделу вспомогательных судов и га­ ваней флота. До 1944 года порт перевозил грузы в базы Северного флота. В период подготовки Печенгской операции торговый порт обеспечил погрузку массы грузов для Север­ ного флота и Карельского фронта». В дополнение к этому документу можно добавить, что после того, как враг разрушил первый и двенадцатый при­ чалы, потопил 1 июня 1942 г. пароход «Субботник», силами портовиков были построены два грузовых причала в Лавне (это на западном берегу Кольского залива) и пять сани­ тарных причалов. На их сооружении отличились начальник стройучастка торгового порта А. Н. Батырев и мастер 3. А. Балакшин. Свой вклад в общее дело внес и коллектив портового флота. Еще в начале войны многие мурманские рейдовые буксиры стали вспомогательными судами Северного фло­ та. Так, буксирный пароход «Карелец» вошел в состав Северного флота под бортовым номером «М-21» (позже — «М-4»), В конце лета он уводил в губу Оленья ледоколы, чтобы укрыть их от бомб. Ближе к осени в сопровождении морских охотников экипаж буксира водил баржи с грузами для защитников Рыбачьего. Ходил, как и все, без единого 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz