Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

И. А. Богданенко вспоминали в Мурманске бурные события времен военного содружества... 19 апреля 1942 г. в Мурманск прибыл очередной кара­ ван, и опять над портом и заливом закружились немецкие бомбардировщики. Советские зенитчики сражались мужест­ венно, но несколько бомб все же угодили в транспорты. 23 апреля авиация противника вновь бомбила порт — на его территории взорвалось 60 бомб. Они разрушили пятый, восьмой и девятый причалы, железнодорожные пути (одну из платформ с грузом забросило на крышу склада). Но пор­ товики через несколько дней восстановили все разрушен­ ное, и порт продолжал работу. В мае 1942 г. после прибытия очередного каравана (это был PQ-15) на причалах порта и железнодорожных путях скопилось огромное количество грузов. После воздушного налета загорелся один из вагонов со взрывчаткой: туда, скорее всего, попала зажигалка. Завхоз участка И. С. Тупи- цин схватил огнетушитель и бросился к пылавшему вагону. Бывалый солдат, получивший ранение в боях под Ленин­ градом, не растерялся, не поддался панике. Вместе с ком­ сомольцем Н. В. Куликовым Иван Степанович потушил по­ жар. Оба они знали, что, если взорвется тринитротолуол, находившийся в вагоне, быть большой беде: станут взры­ ваться другие вагоны, порт будет уничтожен. Специалисты впоследствии подсчитали, что взрывчатых веществ и бое­ припасов, находившихся в те дни в порту, было достаточно, чтобы поднять в воздух все причалы, склады, пароходы у пирсов и постройки прилегающей части города. Прямо мож­ но сказать, в те немногие секунды решалась судьба значи­ тельной части Мурманска и его тружеников. Дело осложнилось тем, что у пятнадцатого причала сто­ ял американский пароход «Байон Чико», груженный три­ нитротолуолом. При аналогичных условиях в годы первой мировой войны в Архангельске взорвался пароход «Барон Дрнзен». При этом ушли на дно еще три парохода, было разрушено несколько причалов, до полусотни зданий и складов, погибло около тысячи человек. Обычно в случае пожара иностранные экипажи, как правило, покидали судно, считая его обреченным. Но мур­ манчане и под бомбами продолжали борьбу, спасая груз и судно, и это было в Мурманске самым обычным делом, нор­ мой поведения. О том, как боролись мурманские моряки за сохранность и благополучную доставку грузов в порт, говорит история теплохода «Старый большевик», который в составе конвоя 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz