Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

совещание, и работа по подготовке к приему союзных кара­ ванов началась. Из Архангельска прибыл поезд со специа­ листами и техникой, из Вологодской, Ярославской, Иванов­ ской областей пошли эшелоны с мобилизованными женщи­ нами и подростками для работы в порту, Коми-республика отправила составы с лесом и углем. В холодный и туманный день 11 января 1942 г. к при­ чалам Мурманского торгового порта подошли пароходы кон­ воя PQ-7, в его составе было девять су д ов '. За ними пошли другие. Караваны формировались в Исландии (Рейкьявик и Хваль-фиорд), на севере Великобритании (Лох-ю ), в Шот­ ландии (Скапа-Флоу) и через 10— 15 дней подходили к Кольскому заливу. Участники войны вспоминают, что не­ мецкая разведка, видимо, неплохо знала время прибытия конвоев в Кольский залив: в эти дни фашистская авиация усиливала бомбардировки Мурманска. Торговый порт стал самым горячим районом города, здесь кипела круглосуточная работа: выгружались ящики с боеприпасами, взрывчаткой, мешки с продовольствием, тю­ ки с сукном и обувью. Сложнее было из-за нехватки меха­ низмов с выгрузкой крупногабаритных грузов. Командование Северного флота выделило для охраны порта сторожевой корабль «Гроза» под командованием ка­ питан-лейтенанта М. Н. Моля. Вместе со сторожевиком за­ щищали порт и железнодорожный узел несколько батарей зенитчиков, стоявших на Абрам-мысе, Горелой горе и в городе. Едва начались разгрузочные операции, выяснилось, что несколько кранов, прибывших из Архангельска и выделен­ ных Северным флотом, не могут спасти положения — осо­ бенно когда дело дошло до тяжелых грузов. Первое время они выгружались мощным плавучим краном. Но во время одного налета в него угодила бомба, и он затонул. Положение, казалось бы, безвыходное: в порту скопи­ лось несколько пароходов с тяжеловесами, а выгружать не­ ч ем 2. И тут кто-то из штаба И. Д. Папанина подсказал: «Можно было бы приспособить обычную грузовую стрелу с американского транспорта». Но как договориться с союз­ 1 PQ — так именовались в целях конспирации союзные конвои, следующие в Мурманск. Буквенная аббревиатура взята от инициа­ лов офицера британского Адмиралтейства. Первые шесть конвоев прошли через Архангельск. Обратные караваны именовались наобо­ рот — QP. 2 В феврале 1942 г. в Мурманске разгружались два очередных каравана (22 парохода, более 60 тысяч тонн грузов). 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz