Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

Г л а в а с е д ь м а я ПОДВИГ ПОРТОВИКОВ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ Мурманские портовики и железнодорожники совершили в годы Великой Отечественной войны подвиг, который оди­ наково можно назвать и трудовым, и боевым. На их плечи легла вся работа по снабжению армии и флота, по обеспе­ чению надежной связи с союзниками по антигитлеровской коалиции. Они осуществляли арктические навигации, вы­ полнили ряд специальных заданий Советского правитель­ ства. И хотя уж е говорилось о работе торгового порта и железной дороги в первый период войны в одной из преды­ дущих глав, есть необходимость более подробно рассказать о мурманских портовиках и железнодорожниках. В годы второй мировой войны Мурманск являлся одним из главных пунктов, через который в нашу страну достав­ лялось военное снаряжение и продовольствие из США и Великобритании. Дело это было столь сложным, что Госу­ дарственный Комитет Обороны СССР своим уполномочен­ ным по перевозкам на Севере назначил известного поляр­ ника, дважды Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Папанина. Когда в декабре 1941 г. И. Д. Папанин с помощниками прилетели из Архангельска в Мурманск, многие из них ужаснулись: «С чего тут начинать?» Причалы, железно­ дорожные пути, складские помещения, линии связи и водо­ провода повреждены. В Мурманске не было ни портовых кранов, ни специалистов — докеров, стивидоров, кладовщи­ ков. Прифронтовой город постоянно бомбили. Ведь от вра­ жеских аэродромов до Кольского залива было всего 150— 200 километров, и враг даже в полярную ночь мог исполь­ зовать каждый просвет в 2 —3 часа в облачности и бомбить Мурманский порт и железную дорогу. И. Д. Папанин пришел в обком партии и обрисовал по­ ставленную ГКО задачу. М. И. Старостин тут же созвал 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz