Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

Рыбачий. Туда везли снаряды, патроны, бомбы, мины, бен­ зин, продукты. Обратно переправляли раненых. За «Лебе­ дем», как и за другими судами, постоянно охотились фа­ шистские стервятники. И тут многое зависело от скорости судна, от работы мотора. И Анна не подводила, не раз спасала бот от неминуемой, казалось бы, гибели. При одном воздушном налете судно получило тяжелые повреждения. Спасая его от гибели, мотористка вместе со всей командой накладывала пластырь и была тяжело ранена. За мужест­ во, проявленное в бою, ее наградили орденом Красной Звезды. Самоотверженно работали мурманчанки и на берегу. Они шили спецодежду, белье, рукавицы для рыбаков, гру- вили на траулеры уголь, соль, лед, продукты. Когда пона­ добились новые тралы и нужно было создать сетевязаль­ ную мастерскую (старое здание сгорело от бомбы), в спорт­ зале ДМО собрали 13 сетевязалыциц. Отыскивали их да всему городу, так как большинство специалистов по вязке сетей либо эвакуировались, либо делали маскировочные се­ ти для армии и флота. Но уж е через неделю был сделан первый небольшой трал, а дальше дело пошло веселее. К концу 1942 г. мастерицы — а их уж е было более сорока— перебрались в просторное помещение в здании морского техникума. Правда, оно было полуразрушено, но ничего — подремонтировали и стали вязать. Вскоре возникло новое затруднение: кончились запасы прядена — сырья, из кото­ рого вязали тралы. Ленинград, до войны снабжавший трал- флот пряденом, находился в блокаде, а архангельскую фаб­ рику немцы сожгли. Тогда собрали со всего побережья ста­ рые тралы и сети, распороли их и стали сшивать по-новому. 5 февраля 1942 г. бюро Мурманского обкома партии в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О переводе флота рыбной промышленности на военизиро­ ванную службу» приняло решение о военизации тралового флота, рыбного порта, мехмастерских. В составе Мурман­ ской базы военизированного тралового флота были созданы четыре дивизиона. Первый дивизион — 18 траулеров и сей­ неров — ловил рыбу в открытом море, второй — мотоботы и парусники — вел прибрежный промысел и обслуживал ак­ ваторию Кольского залива, третий — военно-транспорт­ ный — занимался перевозками людей и грузов, четвертый — выполнял специальные задания. На каждый траулер уста­ новили 2 пулемета, экипаж получил 15 винтовок, 3 писто­ 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz