Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).
оборудования оставили на старом месте, на территории рыбного порта, а другую — отправили на западную сторону залива. Рассчитывали: если немцы выведут из строя одну мастерскую, то другая все же будет работать. Утром 30 июня 1942 г. в механический цех судоверфи попало сразу четыре бомбы. Большую часть крыши словно ветром сдуло, многих ранило. Но уж е через час после на лета сверху натянули брезент и станки заработали вновь. Прораб А. П. Избицкий вспоминал: — Здания цехов, покрытые серой маскировочной окрас кой, погрувились в темноту, окна были замаскированы. Повсюду воронки от зажигательных бомб. Повреждены там буры цехов. На крышах заплаты: заделаны пробоины от прямого попадания бомб. Бомбежки не прекращались. Ра ботающие не уходили домой целыми сутками. К тому же не хватало специалистов, на ходу создавались комплексные бригады, в которых трубопроводчик помогал слесарю, цементировщик — трубопроводчику. В таких ус ловиях в войну судоремонтники тралфлота восстановили 35 мотоботов и 14 парусников. Напряженный, самоотверженный труд коллектива полу чил высокую оценку Родины: судоремонтникам Ва вечное хранение вручено Красное знамя Наркомата обороны, мно гие труженики предприятия отмечены государственными наградами. Отличились на трудовом фронте в годы войны очень многие — целые коллективы бригад, цехов. Своим поистине ударным трудом прославили родное предприятие токари В. А. Виноградов, В. Ф. Силуянов, фрезеровщик В. А. Ко маров, мастер Г, Е. Коптев и другие. С августа 1941 г. угольная база рыбного порта стала снабжать топливом корабли Северного флота. До войны уголь грузили с помощью ручных тачек: на загрузку трауле ра в среднем уходило 20 часов. Теперь эти темпы не могли устраивать — на базе поставили транспортеры, гусеничные и железнодорожные краны. Сроки погрузки топлива сокра тились в пять раз. В начале 1942 г. выяснилось, что в Мурманске кончился уголь для рыбопромысловых судов. Как быть? Просить взай мы не у кого: у железнодорожников угля тоже не было, они перешли на дрова. У Северного флота? На эту просьбу язык не поворачивался. И тут один из старых капитанов подсказал, что на угольной базе при бункеровке в мирное время куски угля падали в воду. Проверили, — действитель но, там было немало этого добра. На одном из траулеров к 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz