Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

Чтобы улучшить общее положение в подведомствен­ ном ему регионе, К. Ф. Кетлинский 20 октября поставил перед Морским генеральным штабом вопрос о создании управления снабжения Мурманской флотилии и укреп­ ленного района. Временное правительство намерено бы­ ло назначить на Кольский полуостров своего комиссара, но Главнамур 22 октября сообщил в правительство, что считает назначение комиссара на Мурмане «пока не­ нужным» 30. Главнамур сразу столкнулся со многими трудностя­ ми: межведомственными трениями портовиков, строите­ лей, железнодорожников, конфликтами между Советом и Центромуром, с одной стороны, и военным командо­ ванием, с другой, недисциплинированностью всего во­ енного и административного аппарата, безответствен­ ностью и пренебрежительным отношением к своим обя­ занностям многих офицеров и чиновников. Безусловно, К. Ф. Кетлинский, бывший верным слу­ гой самодержавия, не изменил своему классу и при Временном буржуазном правительстве продолжал от­ стаивать его интересы. Но, знакомясь с состоянием дел, он все больше убеждался, что при существующем поряд­ ке в центре и на местах невозможно решить многие во­ просы развития Мурмана, имевшие большое общегосу­ дарственное значение. Одной из главных своих задач в области граждан­ ского управления Главнамур считал наведение порядка на Мурманской железной дороге, которая по-прежнему не справлялась с перевозками военных грузов. Больше того, дорога севернее Кеми летом 1917 г. фактически «оставалась закрытой для коммерческого движения, ибо на ней возобновились строительные работы. Проведенная еще до назначения К. Ф. Кетлинского сенаторская проверка хода работ на дороге (она про­ должалась с 14 июля по 4 августа) показала всю слож­ ность положения на «Мурманстройке». Хотя были опре­ делены сроки ввода дороги в эксплуатацию, строитель­ ство по вине подрядчиков и управления «Мурманстрой­ ки» шло медленно. Об этом подробно говорилось на первом делегатском съезде рабочих и служащих Мур­ манской железной дороги. К тому же к осени 1917 г. на Мурмане еще более усилились трудности экономиче­ ского плана, нарастало недовольство рабочих, росла за­ болеваемость цингой и другими болезнями. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz