Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

страны в целом; болезни Мурмана были лишь частичкой и проявлением общих болезней России. Однако Временное правительство считало, что все дело в исполнителях, поэтому переставляло людей, как шахматные фигуры, рассчитывая таким образом испра­ вить положение. Не был в этом смысле исключением и Мурман. В начале сентября 1917 г. Морской генеральный штаб учредил на Мурмане должность Главного началь­ ника Мурманского укрепленного района и отряда судов обороны Кольского залива (Главнамур) с подчинением ему всей гражданской и хозяйственной администрации и ее органов. В обязанности Главнамура входило руко­ водство всеми военными — морскими и сухопутными — силами Мурмана, строительством железной дороги, порта, города Мурманска, военных баз, руководство военно-оперативными действиями на Мурмане и в Ба ­ ренцевом море. В соответствии с этими задачами Глав- намуру предоставлялись широкие права. На должность Главнамура был назначен К. Ф. Кет­ линский, до этого капитан 1-го ранга, командир крейсе­ ра «Аскольд», прибывшего в Мурманск в июне 1917 г. К. Ф. Кетлинского вызвали в Генмор, присвоили звание контр-адмирала, указали его обязанности, права и за­ дачи. Флаг Главнамура был поднят на линкоре «Че- сма». Деятельность К. Ф. Кетлинского была регламен­ тирована «Временным положением о Главном началь­ нике Мурманского укрепленного района (Главнаму- ре)», подписанным морским министром Временного правительства контр-адмиралом Д. Н. Вердеревским. Находясь в Петрограде, К. Ф. Кетлинский познако­ мился с документами центральных учреждений по Мур- ману, выявил мнение руководящих деятелей Генмора, Министерства путей сообщения, «Мурманстройки» по различным вопросам. Возвращался в Мурманск К. Ф. Кетлинский не спеша. Его путь из Петрограда до Коль­ ского залива занял 16 дней. Все это время он внима­ тельно и детально осматривал дорогу, ее сооружения, пристанционные поселки, новые города и порты. Поезд Главнамура подолгу стоял в Петрозаводске, Медвежьей Горе, Сороке, Кеми, Ковде, Кандалакше, Имандре, Ло­ парской, Коле. Выводы Главнамура были неутешительны: «Неорга­ низованность управления, бесхозяйственность, бескон­ 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz