Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

жильем, одеждой», везде господствует «неорганизован­ ность, умышленная халатность, незнание края и дела». Газета обращалась: «Товарищи! Кто обратит внимание на весь тот хаос, который дарит здесь на Мурмане?» В другой раз в газете говорилось, что «положение ра­ бочих на Мурманской железной дороге ужасное, и в хо­ зяйственном отношении там царит полный непорядок»11. Сотни рабочих болели цингой, тифом, а медикаментов не было. Рабочим-железнодорожникам несколько меся­ цев не выдавали заработанных денег. Возмущение рабочих и солдат проявлялось в невы­ ходах на работу, а нередко прорывалось в стихийных неорганизованных вспышках. Однажды большая груп­ па рабочих в несколько сот человек захватила поезд, чтобы поехать в Мурманск, намереваясь учинить там самосуд над чиновниками и снабженцами. Администра­ ции с трудом удалось успокоить рабочих. Руководство дороги всячески стремилось отвлечь людей от революци­ онных выступлений, в частности от участия во Всерос­ сийской железнодорожной стачке (24—27 сентября 1917 г.) 12. Обо всем этом было известно и Временному прави­ тельству, оно обсуждало вопросы продовольственного снабжения Мурмана (например, 8 июня, 11 июля, не­ сколько раз в августе), требовало продолжать работы в порту и на железной дороге, понимая важную роль Мурманска как стратегического пункта в осуществлении связей с союзниками, но практически ничего не делало для улучшения положения рабочих. В конце августа 1917 г. А. Ф. Керенский направил министру торговли и промышленности С. Н. Прокоповичу, министру путей сообщения П. П. Юреневу и товарищу военного мини­ стра Б. В. Савинкову категорические предписания, смысл которых сводился к форсированию постройки но­ вых причалов в Мурманском порту. При этом Б. В. Са­ винкову было вменено в обязанность обеспечить строй­ ку рабочими руками, а П. П. Юреневу — закончить в срок работы на Мурманской железной дороге. Ми­ нистр-председатель и военно-морской министр А. Ф. Ке­ ренский специально подчеркивал, что «оборудование Мурманска для грузовых операций является делом огромной государственной важности»13. Ходили даже слухи, что Керенский намерен «сам» осмотреть желез­ ную дорогу и инспектировать военный район 14. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz