Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

комитет. Начал функционировать главный исполнитель­ ный комитет «Мурманстройки», власть которого рас­ пространялась на всю линию Мурманской железной дороги. Деятельность Кандалакшского и Мурманского рай­ онных Совжелдоров в это время была направлена на решение двух главных задач — введение 8-часового ра­ бочего дня и урегулирование всех вопросов, связанных с оплатой труда. Попытки выполнить эти требования рабочих наталкивались на ожесточенное сопротивление предпринимателей. Точно указать, когда был претворен в жизнь лозунг революции о 8-часовом рабочем дне по всей дороге, трудно. Ясно лишь, что это было весной 1917 г. По не­ которым данным, это произошло в марте, по другим — в апреле и даже мае. Журнал железнодорожников «Путь» в своем первом номере сообщал, что 8-часовой рабочий день на Мур­ манской железной дороге был введен 1 апреля 1917 г. Об этом же сообщал в Петроград в мае один из руко­ водителей Мурманской железной дороги. Он писал, что рабочие ввели 8-часовой рабочий день явочным поряд­ ком, и просил управление оплачивать сверхурочные ча­ сы в двойном размере. Официальное же решение о вве­ дении 8-часового рабочего дня на всей линии дороги было принято 28 мая 1917 г. на делегатском съезде Мурманской железной дороги 5. Всякие попытки администрации строительства доро­ ги заставить людей работать более восьми часов вызы­ вали острые конфликты. Когда помощник начальника работ «Мурманстройки» В. Дмитриев обратился к Сов- желдору с просьбой оказать воздействие на контракт­ ных рабочих, отказавшихся работать по десять с поло­ виной часов, ему недвусмысленно ответили, что положе­ ние о 8-часовом рабочем дне нарушать нельзя; если же обстоятельства и производственная необходимость вы­ нуждают продлить время работы, то это можно делать только с согласия рабочих и оплачивать такие сверх­ урочные работы по другим расценкам 6. В Мурманске для решения всех вопросов, касавших­ ся регламентации рабочего времени, условий труда и быта рабочих, была создана междуведомственная ко­ миссия, куда вошли начальник Кольского района, пред­ ставители Мурманского Совета, профсоюзных органов 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz