Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

Г л а в а III МУРМАН В ПЕРИОД МИРНОГО РАЗВИТИЯ РЕВОЛЮЦИИ (МАРТ — ИЮНЬ 1917 г.) Мурман После Февральской революции хо- весной 1917 г. зяйственная и военная жизнь Мур­ мана шла обычным чередом. Достраивалась железная дорога. Не затихал шум копров в Мурманском и Кан­ далакшском портах, росли причальные линии. Стучали топоры плотников на сооружении зданий Кольской и Иокангской военно-морских баз. Через Мурманский порт от союзников шли в Россию боеприпасы, артиллерийские орудия, уголь, рельсы, ча­ сти аэропланов, продукты питания, обмундирование и снаряжение. По неполным данным, в 1917 г. в Кольский залив прибыло более 130 тыс. т военных грузов из Ан­ глии, США и Франции По отгрузке снаряжения на фронт Мурманский порт весной 1917 г. занимал уже второе место после Владивостокского порта, отгружая ежесуточно в среднем по 57 вагонов. Но Мурманская железная дорога с трудом справля­ лась с таким объемом перевозок, поскольку, как уже го­ ворилось, была принята в эксплуатацию с большими не­ доделками и отступлениями от проекта. Кроме того, до 50% паровозов постоянно находилось на ремонте. Все это привело к тому, что объем перевозок весной и летом 1917 г., составлял всего 25% запроектированного. Поэтому достройка дороги и порта оставалась перво­ очередной строительной задачей, и для решения ее Вре­ менное правительство держало на Мурмане большое количество рабочих, ратников и солдат 8-й железнодо­ рожной бригады. Весной 1917 г. число рабочих увеличи­ лось до 17 тыс.2 У побережья Кольского полуострова по-прежнему шла морская война. В апреле 1917 г. немецкие подвод­ ные лодки потопили два парохода с углем. Под предло­ гом усиления охраны морских рубежей края английское командование весной 1917 г. перебазировало сюда 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz