Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

режима. Ему удалось добиться успеха благодаря тому, что его действия опирались на активную поддержку тру­ дящихся. Военное командование вынуждено было счи­ таться с Советом, боясь вызвать возмущение рабочих, матросов и солдат. Корреспондент архангельской газеты, сообщая о де­ ятельности Мурманского Совета рабочих и солдатских депутатов, писал: «Отношение местных черносотенно­ либеральных кругов к Совету было явно враждебное, но Совет заставил признать себя, как силу, с которой не­ обходимо считаться; во всех возникающих столкновени­ ях и недоразумениях Совет выходил победителем, и не потому, что имел за собой физическую силу, а потому, что имел авторитет среди демократии и большую орга­ низованность масс» 1Э. Вместе с тем в деятельности Совета были и серьез­ ные ошибки. В частности, Совет поддерживал идею про­ должения войны до победного конца, считал законной верховной властью в стране Временное правительство и т. д. Эти ошибки были свойственны в тот момент большинству Советов на местах и отражали недостаточ­ ную политическую зрелость и организованность рабочих, матросов и солдат, в значительной части находившихся под влиянием меньшевиков и эсеров. Активно, хотя и менее энергично и результативно, действовали Советы в Коле, Имандре, Кандалакше. Иной была роль Александровского Совета, который за ­ нимался мелкими, третьестепенными вопросами и совер­ шенно не ставил перед собой политических задач. Создание Победа революции, завоевание и профсоюзов осуществление народными массами и военных политических прав и демократиче- демократических ских свобод привели не только организации к образованию Советов, но и к соз­ данию на Мурмане других массовых организаций тру­ дящихся — профессиональных союзов. В марте 1917 г. возникли профсоюзные организации строительных рабочих, конторских служащих, работни­ ков почты и телеграфа, грузчиков порта. Профсоюз же­ лезнодорожников был представлен отделениями Главно­ го комитета рабочих и служащих эксплуатации и по­ стройки Мурманской железной дороги — так называе­ мыми Совжелдорами — Мурманским и Кандалакшским районными и Кольским подрайонным. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz