Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

что «много квалифицированной рабочей силы перешло сюда с заводов и с других уже оконченных постройкой железных дорог. Эти рабочие играли руководящую роль среди навербованных на постройку крестьян Рос­ сии, Карелии и Финляндии 16. В 1915—1916 гг. среди рабочих-строителей появились большевики. В частности, в Кандалакше работали член РСДРП (б) с 1904 г. техник Н. Д. Курасов, рабочий- грузчик И. О. Лойко и некоторые другие члены боль­ шевистской партии, причем адрес И. О. Лойко имелся в адресной книге ЦК РСДРП (б). Большевиком был ра­ ботавший в Мурманске с 1916 г. десятник 10-го участка A. И. Сковородин, адрес которого также имелся в ад­ ресной книге ЦК РСДРП (б). Влияние большевиков на­ чинало сказываться на росте политического сознания ра­ бочих. Участник стачки строителей на 10-м участке B. И. Репин в воспоминаниях прямо подчеркивал, что стачкой руководили большевики 17. И все же, говоря о рабочих-строителях железной дороги и порта, об их выступлениях против нечеловече­ ских условий труда, беззаконий и произвола, не следует преувеличивать организованность этих выступлений, по­ литическую закалку их участников. Эта часть рабочего класса была еще недостаточно организованной, больше­ виков среди строителей было немного. Безусловно, в соз­ нании многих сохранялись еще остатки частнособствен­ нической идеологии, сказывалось также определенное воздействие эсеро-меньшевистских и анархистских взглядов. И тем не менее рабочий класс «Мурманстрой- ки» был огромной силой в революционных событиях 1917 г. Значительно более организованными и политически зрелыми были рабочие-железнодорожники и портовики. Как правило, до Мурмана они работали на других же­ лезных дорогах и в портах страны, имели за плечами некоторый опыт классовой борьбы и политического вос­ питания. Сильнее среди них было и влияние большеви­ ков. Наибольшим авторитетом пользовались члены большевистской партии техник телеграфа И. Б. Яро­ славцев и начальник станции Романов-на-Мурмане И. М. Пахоменко, в Кандалакше — С. Я. Марков, Ф. И. Пасторов, В. Н. Колосов, М. И. Иванов. Рабочие-железнодорожники и портовики составляли сильный отряд рабочего класса на Мурмане, хотя и сре­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz