Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.
ка, подъемный кран, несколько судов и барж, никто не собирался их поднимать. Корабельный инженер Э. И. Мазик в докладной записке о состоянии порта пи сал: «Осмотревшись, в Мурманской гавани, каждый све жий человек, прибывший на Север, сразу обратит вни мание на то недопустимое отношение к судам, судовому имуществу и разным плавучим средствам, которое мож но отметить даже при самом беглом осмотре»21. Белогвардейцы оптом и в розницу продавали за бес ценок английским, американским, французским, норвеж ским купцам и промышленникам все то, что можно бы ло прибрать к рукам. Они вели переговоры с английским предпринимателем Э. Шекльтоном о сдаче тому в аренду сроком на 99 (!) лет нескольких районов Кольского по луострова. Словом, белые вели себя как временщики, то ропясь урвать для себя побольше за то небольшое вре мя, которое было отпущено им историей. Усиление борьбы Жестокий оккупационный режим и с интервентами кровавый террор белогвардейцев и и белогвардейцами интервентов не запугали рабочих, матросов, рыбаков Мурмана, не заставили их прими риться со своим положением. Даже самые отсталые и политически неразвитые оленеводы и поморы поняли, что добра от заморских гостей ждать нечего, что к спа сению есть лишь один путь — борьба за восстановление Советской власти. Поэтому очень скоро — буквально че рез несколько недель после установления власти интер вентов и белогвардейцев трудящиеся Мурмана повели борьбу с новоявленными правителями. Формы народного сопротивления были разные и изменялись в зависимости от условий и возможностей, с учетом сил и обстановки. По-прежнему часто на железной дороге и в порту устраивались забастовки, стачки и «волынки». Внешним поводом к ним чаще всего служило тяжелое материаль ное и жилищное положение рабочих. Но сама белогвар дейская администрация и командование войсками союз ников понимали, что действительные причины лежат глубже и заключаются в активном противодействии ра бочих новому режиму, в желании восстановить Совет скую власть. В апреле 1919 г. отказались продолжать работу 160 грузчиков железной дороги и порта. Администрация пы талась запугать рабочих, лишила их продовольственного пайка, но они твердо стояли на своем, и властям при 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz