Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

ка, подъемный кран, несколько судов и барж, никто не собирался их поднимать. Корабельный инженер Э. И. Мазик в докладной записке о состоянии порта пи­ сал: «Осмотревшись, в Мурманской гавани, каждый све­ жий человек, прибывший на Север, сразу обратит вни­ мание на то недопустимое отношение к судам, судовому имуществу и разным плавучим средствам, которое мож­ но отметить даже при самом беглом осмотре»21. Белогвардейцы оптом и в розницу продавали за бес­ ценок английским, американским, французским, норвеж­ ским купцам и промышленникам все то, что можно бы­ ло прибрать к рукам. Они вели переговоры с английским предпринимателем Э. Шекльтоном о сдаче тому в аренду сроком на 99 (!) лет нескольких районов Кольского по­ луострова. Словом, белые вели себя как временщики, то­ ропясь урвать для себя побольше за то небольшое вре­ мя, которое было отпущено им историей. Усиление борьбы Жестокий оккупационный режим и с интервентами кровавый террор белогвардейцев и и белогвардейцами интервентов не запугали рабочих, матросов, рыбаков Мурмана, не заставили их прими­ риться со своим положением. Даже самые отсталые и политически неразвитые оленеводы и поморы поняли, что добра от заморских гостей ждать нечего, что к спа­ сению есть лишь один путь — борьба за восстановление Советской власти. Поэтому очень скоро — буквально че­ рез несколько недель после установления власти интер­ вентов и белогвардейцев трудящиеся Мурмана повели борьбу с новоявленными правителями. Формы народного сопротивления были разные и изменялись в зависимости от условий и возможностей, с учетом сил и обстановки. По-прежнему часто на железной дороге и в порту устраивались забастовки, стачки и «волынки». Внешним поводом к ним чаще всего служило тяжелое материаль­ ное и жилищное положение рабочих. Но сама белогвар­ дейская администрация и командование войсками союз­ ников понимали, что действительные причины лежат глубже и заключаются в активном противодействии ра­ бочих новому режиму, в желании восстановить Совет­ скую власть. В апреле 1919 г. отказались продолжать работу 160 грузчиков железной дороги и порта. Администрация пы­ талась запугать рабочих, лишила их продовольственного пайка, но они твердо стояли на своем, и властям при­ 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz