Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

ринского начального училища А. Спирова в декабре 1918 г. жаловалась властям, что она четвертый месяц не получает жалованья и не имеет денег, чтобы купить продукты18. Военное командование союзников вначале выделяло крохи, а затем совершенно прекратило всякие поставки продовольствия и промтоваров для населения. Не прини­ мали никаких реальных мер для улучшения положения трудящихся и белогвардейцы. Такой была на деле «забота» англо-франко-амери- канских империалистов о Севере, о русском народе, о чем они громогласно, на весь мир заявляли, когда начинали поход в Россию. Зато они широко, с европей­ ским размахом осуществляли другие дела, о которых старательно умалчивали, — грабили богатства Мурма­ на и Поморья. Менее чем за полтора года своего пребывания на Се­ вере англичане вывезли 1532 тыс. пудов льна, кудели, смолы, руды, поташа, щетины, фанеры и других това­ ров на общую сумму в 2793,7 тыс. фунтов стерлингов. Французы отправили товаров на 831,1 тыс. фунтов стер­ лингов. Основательно поживились в России и американ­ цы 1Э. Интервенты провели несколько реквизиций скота, в частности оленей у кочевых народов полуострова — коми и саамов. У них же, а также у русских охотников и рыбаков интервенты за бесценок скупали пушнину и соленую семгу. Не лучше вела себя и белогвардейская администра­ ция. Бесхозяйственность, беззастенчивый грабеж насе­ ления, торговля отечественным народным достоянием — вот что характерно было для «деятельности» белых вла­ стей. Летом 1918 г. на северных, захваченных белыми и интервентами участках железной дороги в эксплуатации находилось 195 паровозов, а к моменту восстановления Советской власти — к февралю 1920 г. — от них оста­ лась лишь одна четверть. Не лучше обстояло дело и с вагонным парком. После «хозяйствования» белых на ходу осталось всего 40% пассажирских и товарных ва­ гонов 20. Мурманский порт за это время тоже пришел в состо­ яние полного развала: на осушке лежали разбитые или затонувшие суда, на берегу без присмотра валялось раз­ личное портовое имущество — якоря, лебедки, канаты, бочки, цистерны; в гавани были затоплены землечерпал­ 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz