Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.
в экономическом отношении районов России? С та ким безоговорочным суждением согласиться нельзя. Ко нечно, если сравнивать с Центральным промышленным районом, Петроградом, Донбассом, Уралом, Мурман оставался слабо развитым. Но по сравнению с сотнями уездов Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, мно гими уездами Европейского Севера, расположенными в сотнях и тысячах верст от железных дорог, промыш ленных и транспортных центров, Мурман к 1917 г. стал уже относительно развитым экономическим рай оном, и подходить к нему с прежней меркой начала XX в. было бы ошибочно. Политическое Такой же диалектический подход положение необходим и при оценке политиче- Мурмана ского положения Мурмана к началу к 1917 г- 1917 г. В исторической литературе, посвященной событиям Октябрьской революции и граж данской войны, долгое время существовало мнение, буд то на Мурмане вследствие отсталости его экономическо го развития и оторванности от промышленных и ра бочих центров не было революционных сил и революци онного движения. Михаил Сергеевич Кедров утверждал, например, что «отсутствие революционного движения на Мурмане объясняется целым рядом объективных усло вий и, в первую очередь, экономической отсталостью края» и что «Мурман в политическом отношении пред ставлял, пожалуй, самый темный угол в мракобесной царской России». Вряд ли можно такое категорическое утверждение считать абсолютно правильным. Еще до начала первой мировой войны на Мурмане, правда, в небольших мас штабах, проявлялись революционные настроения среди рабочих лесопильных заводов. В политическом просве щении масс важную роль сыграли ссыльные. В 1905 г. в селе Кузомени ссыльные большевики создали подполь ную социал-демократическую организацию, в которую входило и несколько поморов-бедняков. Влияние ссыль ных большевиков П. П. Гусева, И. В. Бугрова и других сказывалось на формировании политических взглядов у местного населения. Политическое положение края стало быстро меняться в 1915—1916 гг., когда развернулось строительство Мур манской железной дороги, портов, города Романова-на- Мурмане, военных баз. На Мурман начали прибывать 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz