Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

ский, либеральный журналист мичман Б. М. Карпенко, будущий помощник генерал-губернатора по Мурманско­ му району В. В. Ермолов, другие авантюристы и преда­ тели. Им удалось с помощью англичан, американцев и французов, спекулируя на трудностях, склонить боль­ шинство членов Совета к соглашательству. Дело еще больше осложнялось тем, что начало про­ являться и быстро прогрессировать местничество (иног­ да его не совсем точно называли сепаратизмом) Мур­ манского краевого Совета. Оно выражалось в требова­ ниях отделения Кольского полуострова от Архангель­ ской губернии, но главным образом — в необоснован­ ных претензиях Совета на особое положение Мурмана и повышенное внимание к нему, в нежелании сотрудни­ чать и считаться с соседями — Архангельской, Олонец­ кой губерниями, с железнодорожными органами, проф­ союзами, в стремлении распространить свою власть на Северную Карелию и т. д. Растущее местничество породило трения между Мур­ манским Советом, с одной стороны, и Кемским и Оло­ нецким Советами, железнодорожными организациями — с другой, о чем был вынужден телеграфировать в Сов­ нарком председатель Мурманского Совжелдора И. Б. Ярославцев 14. Конечно, в самом факте образования краевого Сове­ та и попытке отделения Мурмана от Архангельска не было ничего плохого. Идею краевой организации под­ держивали Совнарком, ВЦИК, В. И. Ленин. Другое де­ ло, какую линию стал проводить краесовдеп. Она-то и показала мелкобуржуазную сущность руководителей типа Юрьева и Ляуданского. Бо ьба за Флот еЩе один кардинальный ВОП- наРМ урм ан е °Т Рос> где сталкивались пролетарская и мелкобуржуазная точки зрения руководителей Мурманского Совета — это вопрос о Мурманской флотилии, о судьбе военных кораблей, на­ ходившихся в Кольском заливе. Советское правительство делало все для сохранения Военно-Морского Флота в интересах защиты Советской Республики. Демобилизация матросов осложнила ре­ шение этой задачи, большинство кораблей на Мурмане было поставлено на консервацию, что однако не снима­ ло необходимости поддерживать корабли в удовлетвори­ тельном техническом и боевом состоянии. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz