Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.
грузов из Англии и Франции именно на Романов-на- Мурмане. С постройкой железной дороги и порта стала в кор не меняться вся жизнь края. Ранее оторванный от дру гих районов страны Мурман приобрел прямую железно дорожную и телеграфно-телефонную связь с Петроза водском и Петроградом; он стал важным пунктом торго вых, промышленных и военных связей России с Англией,. Францией и другими странами. Оживилась хозяйствен ная жизнь полуострова. Появились новые населенные пункты, значительно увеличилось население, вырос ра бочий класс. Таким образом, экономика Мурмана к началу 1917 г. складывалась из нескольких различных отраслей. С од ной стороны, это примитивное прибрежное морское ры боловство, зверобойный промысел, оленеводство, нахо дившиеся на низком уровне развития, сохранившие мно гие черты феодальных и даже дофеодальных отношений. А с другой — лесная промышленность, железная дорога, морские порты в Александровске (теперь г. Полярный), Романове-на-Мурмане, Кандалакше, возникшие в 1915—- 1916 гг. и разбудившие вековую спячку Мурмана, ожи вившие его хозяйственную жизнь. Можно ли считать, как утверждают некоторые исто рики, что Мурман был одним из наиболее отсталых Мурманск накануне революции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz