Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

грузов из Англии и Франции именно на Романов-на- Мурмане. С постройкой железной дороги и порта стала в кор­ не меняться вся жизнь края. Ранее оторванный от дру­ гих районов страны Мурман приобрел прямую железно­ дорожную и телеграфно-телефонную связь с Петроза­ водском и Петроградом; он стал важным пунктом торго­ вых, промышленных и военных связей России с Англией,. Францией и другими странами. Оживилась хозяйствен­ ная жизнь полуострова. Появились новые населенные пункты, значительно увеличилось население, вырос ра­ бочий класс. Таким образом, экономика Мурмана к началу 1917 г. складывалась из нескольких различных отраслей. С од­ ной стороны, это примитивное прибрежное морское ры­ боловство, зверобойный промысел, оленеводство, нахо­ дившиеся на низком уровне развития, сохранившие мно­ гие черты феодальных и даже дофеодальных отношений. А с другой — лесная промышленность, железная дорога, морские порты в Александровске (теперь г. Полярный), Романове-на-Мурмане, Кандалакше, возникшие в 1915—- 1916 гг. и разбудившие вековую спячку Мурмана, ожи­ вившие его хозяйственную жизнь. Можно ли считать, как утверждают некоторые исто­ рики, что Мурман был одним из наиболее отсталых Мурманск накануне революции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz