Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.
5 тыс. военнопленных немцев, чехов, венгров, а также солдаты строительных батальонов, китайцы, корей цы. В труднейших природных условиях, располагая са мыми примитивными механизмами, полуголодные, раз детые и разутые люди смогли в кратчайший срок — за 20 месяцев — проложить тысячекилометровый путь, возвести сотни мостов, жилых и административных зда ний и других сооружений. Многие тысячи жизней погло тила эта дорога. Построена она была наспех, с большими недоделка ми и нарушениями технических правил и норм. Не хва тало станционного обслуживания — воду в тендеры па ровозов заливали вручную, не везде был в порядке путь, не было запасов топлива. Но это не помешало в ноябре 1916 г. сдать ее в эксплуатацию, хотя один из членов комиссии морской министр И. К. Григоро вич отказался подписать телеграмму царю об открытии пути из Романова-на-Мурмане, ибо, на его взгляд, дорога была еще не готова 7. _ До первой мировой войны северные Сооружение r r г Мурманского порта порты принимали незначительную часть поступавших в Россию из-за границы грузов. Когда же начались военные действия и немецкий военно-морской флот закрыл пути в Россию по Черному и Балтийскому морям, обстановка в корне изменилась: беломорские порты не успевали перераба тывать грузы, поступавшие из стран Антанты. Поэтому одновременно со строительством Мурманской железной дороги началось сооружение морского порта в южном колене глубоководного Кольского залива. Весной 1915 г. были забиты первые сваи, а вскоре у временных прича лов уже встали корабли. Примечательно, что эксплуатировать порт начали, когда строительство его только разворачивалось. Вес ной 1917 г. на сооружении объектов торгового порта работало 775 человек, а на погрузочно-разгрузочных ра ботах было занято более 500 грузчиков. К осени семь причалов общей протяженностью 500 погонных саженей могли принимать до десяти судов одновременно. Мурманский порт сразу занял важное место в жизни Севера. Поток грузов возрастал с каждым месяцем. Только за январь 1917 г. в порту было обработано 51 тыс. т грузов. На Петроградской конференции стран Антанты было решено максимально увеличить поток 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz