Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

и 254-го пехотных полков с просьбой остаться на неко­ торое время на достройке железной дороги. Солдаты и часть рабочих согласились отложить отъезд на 3—4 не­ дели, что в тех условиях было немаловажно. Наведен был также порядок в организации работ и оплате тру­ да на строительстве порта. Конечно, возможности, которыми располагали Совет и Главнамур для осуществления достройки дороги, бы­ ли весьма ограничены: запасы стройматериалов быстро истощались, на поступление из центра рассчитывать пока не приходилось, денег не хватало, количество рабочих продолжало уменьшаться. К тому же старое руковод­ ство Мурманской железной дороги во главе с В. В. Го- рячковским и ее Полярного отдела во главе с Аржано­ вым часто занимало позицию, принципиально отличную от позиции Совета. Поэтому строительные работы на железной дороге не получили — и не могли получить — значительного размаха, а по мере расходования матери­ альных ресурсов и сокращения численности рабочих все более свертывались. Изменить положение ни Глав­ намур, ни общественные организации были не в силах. Совету и Центромуру удалось осуществить ряд ме­ роприятий, направленных на улучшение работы Мур­ манского порта. Постепенно увеличивалась его пропуск­ ная способность, пирсы и причалы принимали обжитой и рабочий вид. Была установлена пропускная система для прохода на портовую территорию, улучшались ре­ монт и снабжение военных и торговых кораблей. В це­ лях борьбы со спекуляцией Совет организовал тщатель­ ный досмотр получаемых и отправляемых грузов, контрабанде (особенно спиртных напитков) был постав­ лен заслон. Возникли трудности со снабжением кораблей мор­ ского флота топливом. Мурманский порт и флотилия всю войну получали английский уголь, доставлявшийся иностранными судами. С первыми известиями о сверже­ нии Временного правительства союзное командование прекратило поставку топлива. Именно в эти дни прои­ зошел такой случай: вышедший из Америки в Мурманск пароход «Ида» получил приказ вернуться для снятия военных грузов25. Были задержаны в портах отправле­ ния и другие пароходы. К. Ф. Кетлинскому и представителям Центромура пришлось приложить немало усилий, чтобы заставить 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz