Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.

ной продукции всего на 70—80 тыс. руб. К тому же в годы первой мировой войны польскому оленеводству был нанесен большой ущерб. лесные промыслы Эпоха капитализма гудками паро­ ходов разбудила поморские селения Мурманского и Терского берега, растревожила покой девственных лесов Беломорья. На юге Кольского полу­ острова и по берегам реки Туломы, где были замеча­ тельные хвойные леса, настоящие корабельные рощи, начались лесозаготовки. В начале XX в. на территории Александровского уезда имелось шесть лесозаводов: три — в районе Ков- ды и по одному — в Порьей губе, возле Колы и на пе­ решейке полуостровов Средний и Рыбачий. И хотя они работали не постоянно, а хозяева их менялись, роль ле­ созаводов в развитии производительных сил края была весьма заметной. Лесопильная промышленность края давала ежегодно товарной продукции на 1,5—2 млн. руб.5 Однако достигались эти результаты хищническим уничтожением лесов и все возраставшей эксплуатацией лесных рабочих. Ленинскую характеристику лесной промышленности, данную им в работе «Развитие капи­ тализма в России», целиком можно было отнести к со­ стоянию лесозаготовок на Мурмане: «...самое примитив­ ное состояние техники, эксплуатирующей первобытными способами природные богатства». Как и всюду, лесная промышленность оставляла здесь «...почти в полной не­ прикосновенности весь старый, патриархальный строй жизни, опутывая заброшенных в лесной глуши рабочих худшими видами кабалы, пользуясь их темнотой, безза­ щитностью и раздробленностью»6. Первая мировая война еще более ухудшила положение народных масс в лесопромышленных районах Севера. Строительство Когда началась первая мировая железной дорогм война, царское правительство было вынуждено принять окончательное решение о строительстве железной дороги на Мурман, чтобы получить надежный транспортный выход к морю и восстановить прерванные Германией морские связи с союзниками. На строительстве дороги работали тысячи крестьян, завербованных^ в Казанской, Симбирской, Пензенской, Нижегородской, Смоленской, Калужской губерниях, 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz