Киселев, А. А. Мурман в дни революции и гражданской войны / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 221, [2] с. : ил.
Г л а в а I ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУРМАНА К НАЧАЛУ 1917 ГОДА общая Кольский полуостров в начале XX в. характеристика уЖе трудно было назвать краем не- кРая пуганых птиц и нехоженых троп. То время осталось позади, ибо русский и иностранный капитал, вступив в эпоху империализма, смело вторгал ся в жизнь окраинных районов. Уже с конца XIX в. на русский Север потянулись предприниматели. В 1895 г. началось сооружение желез ной дороги от Вологды до Архангельска, увеличивались грузопассажирские перевозки по Белому и Баренцеву морям. На русском Севере появлялись новые поселки и города, росли промыслы, возникали отдельные промыш ленные предприятия. Общий процесс быстрого порефор менного промышленного развития России докатился и до Мурмана. На рыбных промыслах, в лесном хозяйстве и даже в тундровых погостах стали укореняться капи талистические производственные отношения. Росла численность населения. На 1 января 1914 г. на Кольском полуострове, который входил в состав Ар хангельской губернии в качестве Александровского уезда, насчитывалось 13 218 человек. Но плотность на селения накануне революции была небольшой — один человек на 5—7 квадратных километров. Рыбные промыслы Капиталистические производствен ные отношения проникали и в древнейший вид занятий населения Севера — в рыб ные промыслы. На Мурманском берегу стали исчезать, как говорил В. И. Ленин, всяческие формы личной за висимости и патриархальности в отношениях *. В годы, предшествовавшие первой мировой войне, на рыбные промыслы Мурмана ежегодно выходило до 3000 местных рыбаков и до 5000 приезжих 2. Уловы ры бы составляли в среднем за год 400 — 600 тыс. пудов. Это означает, что вся масса поморов тогда вылавливала 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz