Киселев, А. А. Мончегорск / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 139, [2] с., [8] л. ил. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

была карточная система, введенная в первые месяцы войны. Как сейчас помнится этот день — 15 декабря 1947 года — настоящий праздник для покупателей и продавцов, для руководителей и горо­ жан. В магазинах, лавках, ларьках свежий хлеб, сахар, крупа. И все без карточек. Нужны только новые деньги, так как одновре­ менно проводилась и денежная реформа. Просто не верилось, что хлеб — и белый и черный — можно купить свободно и съесть его, сколько захочешь. На памяти у всех были еще страшная засуха 1946 года, голодные месяцы войны, когда буханка хлеба стоила несколько сотен рублей. И вот никаких карточек. Работай, получай деньги и покупай, что надо. Как-то сразу сникли спекулянты, про­ пал форс у тех, кто пользовался услугами коммерческих магази­ нов, выравнялись цены. Настроение мончегорцев поднялось. И не­ смотря на метели, снежные заносы, плохое автомобильное сообще­ ние (на работу ездили в грузовых машинах военного времени, на кузов ставили фанерный короб от ветра, под ним три ряда скаме­ ек, сзади кузова железная лесенка) и массу других неурядиц, жизнь становилась все лучше. Заработки мончегорцев были хорошие, особенно на руднике и в основных цехах. Приведем данные за 1949 год: в среднем рабочий «Северони­ келя» зарабатывал в месяц 1220 рублей, а инженерно-технический работник— 2900 рублей. Строители «Кольстроя» получали помень­ ше, ниже всех была оплата труда в местной промышленности, ко­ операции и в обслуживающей сфере. Горняки и металлурги оставались самой привилегированной группой населения. Им больше оказывалось почета, и по праву: труд их был действительно нелегок. Сложные задачи стояли перед районом в к о н ц е и городом в конце четвертой пятилет- с о р о к о в ы х г о д о в ки. Комбинат «Североникель» и трест «Кольстрой» планировали во втором полугодии 1949 года достичь уровня, намеченного на конец пяти­ летки. Число рабочих, досрочно завершивших первую послевоен­ ную пятилетку, росло с каждым месяцем. К сентябрю 1949 года уже около четырехсот человек выполнили пятилетнее задание, не­ которые стахановцы выработали по 6—7 годовых норм. Все эти годы уязвимым местом оставалась связь Мончегорска с Мурманском, Ленинградом, всей страной. Авиационного сообще­ ния еще не существовало, автодорогу до станции Оленья не по­ строили, а об автостраде Ленинград—Мурманск, по-моему, даже и не мечтали. По-прежнему выручала железнодорожная ветка 31-й километр — Оленья, по которой курсировал поезд. Одни его 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz