Киселев, А. А. Мончегорск / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 139, [2] с., [8] л. ил. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

шла борьба за ввод в строй цехов, за монтаж и освоение оборудо­ вания. Сколько сил, энергии, нервов потрачено на то, чтобы вве­ сти в строй огромный комбинат, наладить его нормальную работу! И вот приказ: «Комбинат демонтировать, оборудование и рабочие кадры вывезти в глубь страны». Только-только пущены в строй новые электропечи, конвертеры, в ремонтно-механическом цехе установлены самые современные станки. Но приказ есть приказ: надо снять, погрузить и отправить. Как вспоминал старожил Мончегорска А. И. Позорин, началь­ ник комбината «Североникель» М. М. Царевский даже заплакал, когда начался демонтаж основных цехов и отправляли из города первый эшелон с оборудованием и людьми. 3 июля 1941 года в Мончегорске создана группа особого назначения, на которую возложили задачу: взорвать все важные объекты в случае оккупа­ ции города. В эту группу входили двенадцать инженеров и техников и тридцать подрывников во главе с начальником рудника А. П. Петровым. А. Ванеева-Неведомская, работавшая в годы войны на комби­ нате в цехе сетей и подстанций, много лет спустя вспоминала: «Когда пришел приказ демонтировать оборудование, сутками не выходили из цехов и подстанций. Девушки и женщины работа­ ли наравне с мужчинами. Справились с заданием в рекордно ко­ роткие сроки, и погруженное в эшелоны оборудование отправи­ лось на восток». Эвакуация из Мончегорска шла тремя путями. Сначала эше­ лоны двигались по Кировской дороге на юг через Петрозаводск и Волховстрой и дальше в глубь страны. Потом, когда немцам и финнам удалось перерезать дорогу, эшелоны доходили только до Кандалакши, здесь грузы и людей перегружали в трюмы па­ роходов и направляли в Архангельск. Там еще одна перегрузка—• на баржи. А затем долгий путь по Северной Двине до Котласа, а там вновь в эшелоны. И кому куда: на Урал, в Казахстан или Сибирь. И был еще третий путь — на Мурманск или Кандалакшу, а оттуда пароходами в Норильск. Мурманское пароходство выде­ лило три парохода — «Пинега», «Щорс», «Узбекистан» и теплоход «Клара Цеткин». Но куда бы ни направлялись эшелоны, выход на Кировскую магистраль оставался один — через станцию Оленья. Через нее отправлено в 1941 году 1560 вагонов с грузами. Так что на долю железнодорожников выпали нелегкие испытания и тяжелая работа. Эвакуация в основном прошла четко, спокойно и без паники, хотя растерянность, конечно же, была. Представьте себе: приходит муж или жена с работы и объявляет домашним: «Завтра утром 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz