Киселев, А. А. Материалы к истории библиотечного дела на Мурмане : (середина XIX в. - 1990 г.) / А. А. Киселев ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Мурманск : Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 1999. - 113 с.

79 ведомств читатели составляют 64,5% населения области. За четыре года пятилетки открыта 31 массовая библиотека (в Североморске и пригородной зоне, поселках Белое Море и Полярные Зори и др.). В ряде библиотек стали работать юношеские абонементы: В Печенгской районной, Апатитской и Кандалакшской центральных, Кировской городской № 2 и Мурманской городской № 11. Во многих библиотеках выделены кафедры и группы для обслуживания юношества». «Учитывая специфические условия области, - говорил далее В.Д. Милосердов, - мы создаем широкую сеть нетрадиционных библиотек. Так, в 1974 г. их насчитывалось 1560. Они обеспечивают литературой рыбаков, моряков дальнего плавания, оленеводов, рабочих лесной промышленности, работников сферы обслуживания. Это в некоторой степени снимает тяжесть нагрузки на единицу библиотечной сети, которая продолжает оставаться значительной. Повышение культурного и научно-технического уровня трудящихся ведет к возрастанию спроса на книгу. Поэтому постоянно увеличиваются книжные фонды. Сейчас библиотеки располагают фондами в 10 млн. экз., в том числе массовые - в 5 миллионов. Книгообеспеченность одного читателя равна 15 экз., одного жителя области - 6 экз. Обращаемость фондов в 1974 г. составила 1,56. Растет читаемость: в 1970 г. каждый читатель прочитал в среднем 19,6 книги, в 1974 г. - 22,7 (в государственных библиотеках -24,3)».117 В 1975 году в массовых библиотеках области работали 629 библиотечных работников, из них с высшим образованием - 235 человек (37,4%), со средним специальным - 305 (48,6%); не имели среднего образования 8 человек, но стаж их работы превышал 16 лет. Постоянно действовали областные курсы переподготовки кадров. Они в течение четырех лет обучали 300 работников библиотек области. Библиотекари области стремились глубже изучать читательские интересы молодежи, они дифференцированно пропагандировали ............... ф ................

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz