Киселев, А. А. Материалы к истории библиотечного дела на Мурмане : (середина XIX в. - 1990 г.) / А. А. Киселев ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Мурманск : Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 1999. - 113 с.

В феврале 1924 года в «Полярной правде» было опубликовано объявление: «1 февраля в Доме просвещения открылась читальня. Читальня построена по системе «уголков» и будет работать ежедневно (кроме понедельника) с 8-ми до 10-ти часов вечера».15 Сложнее, конечно, было дело в глубинке, на Мурманском и Терском берегах. Летом 1923 года из Варзуги писали: «Нужна библиотека-читальня. Нет книг и газет». В заметке, опубликованной в губернской газете, сообщалось: «Подрастающее поколение села Варзуги стремиться к свету. Чтобы получить ответы на интересующие его вопросы, оно идет в школьную библиотеку. Школьная библиотека не пополнялась книгами уже в течение 9 лет, а потому не может удовлетворить запросы читателей. Где же выход из создавшегося положения? Необходимо открыть библиотеку-читальню, хотя бы при школе, снабдить ее книгами и газетами. Для пополнения, библиотеки необходимо забросить к нам изрядное количество книг через губоно и политпросвет. Неужели у нас целыми десятками лет не будут пополняться библиотеки, и мы, по правде сказать, не знаем, что творится за пределами нашей деревни. Дайте книгу, дайте газету!».16 Как видим из этой заметки, в селе была всего одна библиотека, да и та в школе, но книг в ней было всего ничего, ибо фонд не пополнялся с 1914 года. И так же было в других волостях и селях. Кое-что предпринималось для улучшения библиотечного дела по линии кооперации и класс крестьянской взаимопомощи, но и эта помощь не была постоянной и значительной. В городах губернии, в поселках при лесозаводах и у железной дороги библиотекам помогали профсоюзы. В резолюции Мурманской межсоюзной губернской конференции в 1924 году было записано: «Громадное значение в клубной работе имеет постановка библиотечного дела, на основе приближения книги к читателю. В этом отношении следует использовать клубные кружки, устраивать «вечера-книги», громкие чтения, устную рекомендацию книг и главное, принять меры к организации передвижных библиотек и их максимального распространения на местах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz