Киселев, А. А. Кольской атомной - 30 : страницы истории / А. А. Киселев. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2003. - 309, [1] с. : ил.

выполнили заказы заполярной АЭС. Министерство химического и нефтяного машиностроения оказалось в большом долгу по поставкам специальной ар­ матуры, а министерство тяжелого, энергетического и транспортного маши­ ностроения — по поставкам отдельных видов оборудования. Это серьезно тормозит основные монтажные работы. Тревожное положение с поставками требует энергичных мер от мини- стерств-должников. Сейчас, когда близка к завершению третья фаза строи­ тельства и на очереди пусконаладочные работы, важным становится, чтобы директивный график сопрягал действия уже не только стройуправлений, уча­ стков, бригад, но и предприятий-поставщиков. Их коллективы должны счи­ тать себя прямыми участниками большой ударной стройки». 4. В конце семьдесят второго Среди множества событий второй половины 1972 года надо выделить два: начались работы по монтажу реактора и был введен в строй цех химво- доочистки. С прибытием корпуса реактора на промплощадку возникли десятки ин­ женерных проблем. Вот, что писал журналист А. Пятницын: «Завод-постав­ щик отгрузил корпус реактора в адрес стройки раньше намеченного срока. В аппаратном отделении еще не установлен 250-тонный кран. Нет железнодо­ рожного пути в транспортный коридор аппаратного отделения. Поэтому ре­ шено временно разгрузить корпус реактора в машинном зале и здесь произ­ вести ревизию, приварку патрубков и другие подготовительные работы». Во всех рабочих коллективах обсуждалось, как лучше сгрузить реак­ тор. Решению этой проблемы было посвящено не одно совещание на самом высоком уровне. Разгрузкой реактора руководил Борис Гольденберг. Прежде чем взять­ ся за дело, монтажники провели не один эксперимент: нужно было убедить­ ся, хватит ли длины стропов, выдержит ли 125-тонный мостовой кран, как воспримут нагрузку железнодорожные пути. Подготовительная работа шла день и ночь. «Во-первых, утопили в бетон железнодорожные шпалы на подъездной эстакаде, — читаем в статье. — Испытали второй 125-тонный мостовой кран: нагрузили 156-тонным грузом, измерили прогиб. Он оказался в пределах нормы. Под те места эстакады, где должен сгружаться реактор, установили две металлические опоры по проекту инженера О. И. Созинова. (Кстати, по его же проекту сооружен стенд-кантователь, на котором устано­ вили корпус реактора. Он же — автор проекта производства работ по по­ грузке реактора.)». Наконец все было готово. Снова обратимся к Пятницыну. «В среду, 29 сентября, началось дол­ гожданное «генеральное наступление». Медленно плывет траверса к бес- 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz