Киселев, А. А. Кольской атомной - 30 : страницы истории / А. А. Киселев. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2003. - 309, [1] с. : ил.
выполнили заказы заполярной АЭС. Министерство химического и нефтяного машиностроения оказалось в большом долгу по поставкам специальной ар матуры, а министерство тяжелого, энергетического и транспортного маши ностроения — по поставкам отдельных видов оборудования. Это серьезно тормозит основные монтажные работы. Тревожное положение с поставками требует энергичных мер от мини- стерств-должников. Сейчас, когда близка к завершению третья фаза строи тельства и на очереди пусконаладочные работы, важным становится, чтобы директивный график сопрягал действия уже не только стройуправлений, уча стков, бригад, но и предприятий-поставщиков. Их коллективы должны счи тать себя прямыми участниками большой ударной стройки». 4. В конце семьдесят второго Среди множества событий второй половины 1972 года надо выделить два: начались работы по монтажу реактора и был введен в строй цех химво- доочистки. С прибытием корпуса реактора на промплощадку возникли десятки ин женерных проблем. Вот, что писал журналист А. Пятницын: «Завод-постав щик отгрузил корпус реактора в адрес стройки раньше намеченного срока. В аппаратном отделении еще не установлен 250-тонный кран. Нет железнодо рожного пути в транспортный коридор аппаратного отделения. Поэтому ре шено временно разгрузить корпус реактора в машинном зале и здесь произ вести ревизию, приварку патрубков и другие подготовительные работы». Во всех рабочих коллективах обсуждалось, как лучше сгрузить реак тор. Решению этой проблемы было посвящено не одно совещание на самом высоком уровне. Разгрузкой реактора руководил Борис Гольденберг. Прежде чем взять ся за дело, монтажники провели не один эксперимент: нужно было убедить ся, хватит ли длины стропов, выдержит ли 125-тонный мостовой кран, как воспримут нагрузку железнодорожные пути. Подготовительная работа шла день и ночь. «Во-первых, утопили в бетон железнодорожные шпалы на подъездной эстакаде, — читаем в статье. — Испытали второй 125-тонный мостовой кран: нагрузили 156-тонным грузом, измерили прогиб. Он оказался в пределах нормы. Под те места эстакады, где должен сгружаться реактор, установили две металлические опоры по проекту инженера О. И. Созинова. (Кстати, по его же проекту сооружен стенд-кантователь, на котором устано вили корпус реактора. Он же — автор проекта производства работ по по грузке реактора.)». Наконец все было готово. Снова обратимся к Пятницыну. «В среду, 29 сентября, началось дол гожданное «генеральное наступление». Медленно плывет траверса к бес- 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz