Киселев, А. А. Кольской атомной - 30 : страницы истории / А. А. Киселев. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2003. - 309, [1] с. : ил.
называемых замкнутых контуров — по числу парогенераторов. Общий вес каждой петли — под сорок тонн. Зазор же между узлами по допускам — три миллиметра. А поднимать огромные узлы, манипулировать ими приходилось с помощью ручных талей. И чтобы соприкосновения с черным металлом — ни в коем случае! Голым стропом узлы из нержавеющей стали нельзя брать. Все стропы обмотали брезентовыми лентами. И сварка — необычная, не кислородная, а аргонная. Этот газ исключал доступ примесей, создавал ней тральную атмосферу для наплавки металла. Начальник участка «Севзапэнергомонтаж» Н. А. Ельников говорил мур манскому журналисту: «Вот о чем обязательно напишите — как главный циркуляционный трубопровод ДУ-500 смонтировала бригада Манишева. На Нововоронежской атомной электростанции раньше нас приступили к монта жу, а закончили раньше наши ребята. Молодцы!Тут уж ничего не скажешь...» «Ребята сами оставались на вторую смену, — рассказывал прораб И.С. Некипелов. — Потому что работа трудоемкая. Кто-то, скажем, подго няет стык — за восемь часов не успевает найти правильное положение узла. Но он почти все позиции перепробовал. Следующий не знает — какие. Так ему что— повторять ошибки? Вот на собрании и решили: кто начал — пусть тот сам и заканчивает. И никто не спорил. Хотя с некоторыми узлами прихо дилось сутки повозиться». Особенно трудно было тем, кто работал внутри труб. Для чистоты сварки стыков требовалось создать и внутри трубы аргонную атмосферу. Дня этого с обеих сторон шва внутри нужно было поставить заглушки, а через них по давать внутрь под давлением аргон. Вот эти самые заглушки можно было поставить только одним способом... Нужно было залезть внутрь парогене ратора. Теперь уже никто не помнит имя смельчака, первым отважившегося проникнуть в трубу. Отсюда смельчак вниз головой спускался два с полови ной метра вертикально, его придерживали за веревку. Затем полз с фонарем в руке, повторяя все изгибы трубопровода. Полз, как змея (иначе не назо вешь движения в узкой, 500-миллиметровой трубе), ставил заглушку. Это была невидимая, но самая трудоемкая работа. На каждый из шестидесяти стыков — две заглушки. Да залезть надо не по разу — сварка швов шла в несколько этапов. На этой уникальной работе отличились монтажники Алек сей Михеев, Станислав Безе, Валентин Антонов, Анатолий Добряков, Вик тор Пищулин. Прораб по сварке в аппаратном цехе Владимир Сапронов по окончании этого сложного этапа работ говорил: «Такая тяжесть с плеч сва лилась. Два месяца одними стыками жили. С работы поздно уходили. Утром приезжаем, первым делом: «Как результат?» Дефектоскописты ночью снимки шва делают. Если брак — переделка: снимай наваренный металл абразив ными кругами и— по новой. Неимоверно тяжелый труд». Отлично работали и дефектоскописты под руководством мастера Фе ликса Копейко. Ночью, когда сварщики отдыхали, они просвечивали 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz