Киселев, А. А. Кольской атомной - 30 : страницы истории / А. А. Киселев. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2003. - 309, [1] с. : ил.

называемых замкнутых контуров — по числу парогенераторов. Общий вес каждой петли — под сорок тонн. Зазор же между узлами по допускам — три миллиметра. А поднимать огромные узлы, манипулировать ими приходилось с помощью ручных талей. И чтобы соприкосновения с черным металлом — ни в коем случае! Голым стропом узлы из нержавеющей стали нельзя брать. Все стропы обмотали брезентовыми лентами. И сварка — необычная, не кислородная, а аргонная. Этот газ исключал доступ примесей, создавал ней­ тральную атмосферу для наплавки металла. Начальник участка «Севзапэнергомонтаж» Н. А. Ельников говорил мур­ манскому журналисту: «Вот о чем обязательно напишите — как главный циркуляционный трубопровод ДУ-500 смонтировала бригада Манишева. На Нововоронежской атомной электростанции раньше нас приступили к монта­ жу, а закончили раньше наши ребята. Молодцы!Тут уж ничего не скажешь...» «Ребята сами оставались на вторую смену, — рассказывал прораб И.С. Некипелов. — Потому что работа трудоемкая. Кто-то, скажем, подго­ няет стык — за восемь часов не успевает найти правильное положение узла. Но он почти все позиции перепробовал. Следующий не знает — какие. Так ему что— повторять ошибки? Вот на собрании и решили: кто начал — пусть тот сам и заканчивает. И никто не спорил. Хотя с некоторыми узлами прихо­ дилось сутки повозиться». Особенно трудно было тем, кто работал внутри труб. Для чистоты сварки стыков требовалось создать и внутри трубы аргонную атмосферу. Дня этого с обеих сторон шва внутри нужно было поставить заглушки, а через них по­ давать внутрь под давлением аргон. Вот эти самые заглушки можно было поставить только одним способом... Нужно было залезть внутрь парогене­ ратора. Теперь уже никто не помнит имя смельчака, первым отважившегося проникнуть в трубу. Отсюда смельчак вниз головой спускался два с полови­ ной метра вертикально, его придерживали за веревку. Затем полз с фонарем в руке, повторяя все изгибы трубопровода. Полз, как змея (иначе не назо­ вешь движения в узкой, 500-миллиметровой трубе), ставил заглушку. Это была невидимая, но самая трудоемкая работа. На каждый из шестидесяти стыков — две заглушки. Да залезть надо не по разу — сварка швов шла в несколько этапов. На этой уникальной работе отличились монтажники Алек­ сей Михеев, Станислав Безе, Валентин Антонов, Анатолий Добряков, Вик­ тор Пищулин. Прораб по сварке в аппаратном цехе Владимир Сапронов по окончании этого сложного этапа работ говорил: «Такая тяжесть с плеч сва­ лилась. Два месяца одними стыками жили. С работы поздно уходили. Утром приезжаем, первым делом: «Как результат?» Дефектоскописты ночью снимки шва делают. Если брак — переделка: снимай наваренный металл абразив­ ными кругами и— по новой. Неимоверно тяжелый труд». Отлично работали и дефектоскописты под руководством мастера Фе­ ликса Копейко. Ночью, когда сварщики отдыхали, они просвечивали 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz