Киселев, А. А. Кольской атомной - 30 : страницы истории / А. А. Киселев. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2003. - 309, [1] с. : ил.

Один из ветеранов Кольской АЭС, ведущий инженер отдела инженерно- технической поддержки Э. М. Кульматицкий писал в газете «Энергия плюс»: «Хочу рассказать о небольшом эпизоде из нашей жизни в то время, когда шло строительство 1-го блока Кольской АЭС. Произошел этот эпизод в январе 1971 года. Тогда я работал начальни­ ком отдела оборудования. Все крупногабаритное оборудование: парогенера­ торы, компенсатор давления, корпус реактора, турбины, генераторы и т. д. заказывались заводам помимо нашей воли по так называемому именнику Госплана. А поскольку принять их на КАЭС с подачей в зону монтажа мы не могли — главный корпус еще только строился — оборудование по мере изго­ товления нами оплачивалось, но оставалось на заводах на ответственном хранении. Так было и с парогенераторами. Однако у завода были свои трудности с хранением таких изделий в це­ хах. И вот завод без всякого предупреждения отгрузил нам первый пароге­ нератор, и мы встали перед проблемой, как же его разгрузить. Надо сказать, что ни мы, ни монтажники СЗЭМа («Севзапэнергомонтажа» — авт.) не были готовы к этому ни морально, ни физически. А за перепростой «крокодила» приходилось платить железной дороге очень приличный штраф, и време­ ни на раскачку не было — парогенератор стоял на подъездных путях Коль­ ской АЭС. Буквально в день его поступления пришел к нам в отдел молодой инже­ нер Н. В. Феногенов. Сижу я за столом, чешу, что называется, репу, рассуж­ дая вслух, какой же найти выход. «Надо, говорю, сделать шпальную выклад­ ку, поднять парогенератор на домкратах, подсунуть под него рельсы, нама­ зать их солидолом, а затем стащить бульдозерами на эту шпальную выкладку. А вот, сколько надо шпал, рельсов и т. д.?» Николай Васильевич сидит молча за столом рядом, что-то пишет на листке бумаги, мне с ним толком-то и поговорить не пришлось, и вдруг подает мне свой листок. — Я вот тут прикинул, надо столько-то шпал, столько-то рельсов, под­ кладок, костылей, скоб, чтобы сшить шпалы. Мысль обрела плоть, и сразу стало легче. Все решалось как-то само по себе, по единственному телефонному звонку. Шпалы, рельсы и прочие же­ лезнодорожные изделия мы выпросили у нашего подрядчика— Кандалакш- трансстроя, куда Николай Васильевич сразу и отправился с двумя бортовы­ ми машинами. Четыре 50-тонных домкрата СЗЭМ нашел у себя и занялся их ревизией и опробованием. Наш куратор на промплощадке Николай Нико­ лаевич Хайбулин завернул к нам на базу оборудования бульдозер для расчи­ стки снега и несколько самосвалов с песком для подготовки площадки под шпальную выкладку. Несколько десятков скоб получили из кузницы строи­ тельного управления. Процесс, как теперь говорят, пошел. Бригада СЗЭМ под руководством старшего прораба Равиля Урманчие- ва и весь наличный мужской персонал базы оборудования под руководством 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz