Киселев, А. А. Кольской атомной - 30 : страницы истории / А. А. Киселев. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2003. - 309, [1] с. : ил.

проблема для Мурманского округа стала одной из серьезнейших хозяйствен­ ных проблем». Потребление угля в 1934 году по сравнению с 1930 увеличилось почти в 10 раз. Причем рассчитывать приходилось только на привозное сырье, по­ скольку собственных топливных ресурсов было явно недостаточно. Так, в 1930 году основным топливом являлся импортный уголь, занимая почти 100% потребления. В 1932 году его доля падает до 67%, а в последующие годы он совершенно выпадает из топливного баланса. На смену импортному пошел шпицбергенский и донецкий уголь. Что же касается дров, то они завозились из Карелии и Архангельска. Причем с исключительными трудностями, связанными с ограниченностью предоставляемого Мурманской железной дорогой порожняка и отсутствием морского тоннажа. Быстро росло и потребление жидкого топлива в связи с ростом дизель­ ного тралового флота, моторного прибрежного и торгового флота и, наконец, автомобильного транспорта. Таким образом, потребление всех видов топли­ ва промышленностью и транспортом Мурманского округа в 30-е годы воз­ растало за счет завоза угля, нефти и даже дров. Этот рост в соответствии с намеченным хозяйственным развитием края с еще большими темпами дол­ жен был продолжиться и в ближайшие годы. Поэтому разрешение топлив­ ной проблемы для Мурманского округа являлось вопросом государственно­ го значения, по которому правительство предприняло целый ряд конкретных мероприятий. Наряду с началом разработок шпицбергенских углей и развернувшейся подготовкой и строительством по эксплуатации печорских углей, в значи­ тельной своей части предназначенных для снабжения промышленности и транспорта Мурманского округа, началось большое энергетическое строи­ тельство в Заполярье. 3. Энергетическое строительство на Кольском полуострове в довоенные и послевоенные годы Проблемы энергетического хозяйства Кольского Севера в книге-отчете «Народное хозяйство Мурманской области за 1934— 1939 гг.» оценивались так: «Энергии требовало развитие крупного промышленного узла по добыче апатитов, развитие рыбообрабатывающей и судостроительной промышлен­ ности, реконструкция торгового порта в Мурманске. Наконец, необходимо было избавиться от расходования дорогостоящего шпицбергенского угля для Кировской железной дороги, переводя поезда на электротягу. Несколько поз­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz