Киселев, А. А. Кольской атомной - 30 : страницы истории / А. А. Киселев. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2003. - 309, [1] с. : ил.
На начало XVII века в пределах Кольского Севера проживало около трех тысяч человек. Заселяя морское побережье (Терский и Мурманский бере га), осваивая рыбные и охотничьи угодья в центре полуострова, приручая и одомашнивая северных оленей, древние люди не задумывались о топливе. Для костров и домашних очагов вполне хватало леса. Но рост населения, строительство более просторных жилищ, необходи мость создания более комфортных условий существования, развитие техни ки привели к сокращению лесных площадей. Уже в первые годы существо вания Мурманской железной дороги, соединившей Петроград с Кольским заливом, природе Кольского Севера был нанесен непоправимый ущерб: весь лес в полосе железной дороги пошел в топки паровозов. Это заставило ученых искать выход из положения. Один из мурманских плановиков той поры К. В. Доброхотов в своей работе «Природные богат стваМурманской губернии и ее экономические задачи» писал, что Кольский Север уже не имеет достаточных лесных массивов, и надо искать альтерна тивные источники энергетических мощностей. 1. Мурман в плане ГОЭЛРО По плану электрификации России, принятому по инициативе В. И. Лени на в 1920 году, на Кольском полуострове должны были быть построены ряд тепловых и гидравлических станций. В докладе Г.М.Кржижановского «О плане электрификации РСФСР» так говорилось о Севере: «Вопрос элект рификации этого района заслуживает самого внимательного отношения вви ду тех ресурсов, которые он представляет в будущем для народного хозяй ства, и в дальнейшем мы будем исходить из положения, что электрификация района должна служить средством для пробуждения и возможно широкого развития использования местных богатств». В «Основаниях проекта электрификации Северного района», где шла речь и об использовании железных руд, и о производстве алюминия на берегах Белого моря, и о создании химической промышленности, и об увеличении вылова рыбы, было записано, что в ближайшем будущем «Мурманск обе щает превратиться в крупный портовый город с быстро развивающейся про мышленностью, связанной с местными промыслами и морским значением порта». Государственная комиссия по электрификации учитывала, что промыш ленность и хозяйство Карело-Мурманского края находятся в зачаточном состоянии и что главным и почти единственным потребителем электроэнер гии в первое время может быть только Мурманская железная дорога. За тем, по замыслу создателей плана ГОЭЛРО, использовать энергетические 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz