Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Другие норвежцы воевали на сухопутном фронте. Они были проводни ками, разведчиками. Там, где сейчас расположен посёлок Междуреченск, в годы войны была база, где российские граждане норвежской национально сти, бежавшие в СССР от гитлеровской оккупации своей страны, проходи ли боевую подготовку. Отсюда они небольшими группами уходили на бое вые задания в тыл гитлеровцев. Не все возвращались из этих невероятно трудных походов. Многие погибли, попав в руки фашистских захватчиков. Отношения русских и норвежских разведчиков были добрые и заботли вые. Норвежцы, бывая по служебным делам в Мурманске, на побывке в своих семьях, видели разрушенные города и посёлки и сочувствовали севе рянам. Мурманчане, в свою очередь, обещали отомстить немцам за пору ганную честь Норвегии. Только много позже после окончания войны и рус ские, и норвежцы узнали из публикации журналиста Б. Линдаля, что Кир кенес за войну бомбардировали 328 раз, а М урманск подвергался авиабомбёжкам не менее 720 раз59. Особенно благоприятно складывались отношения русских и норвежцев на заключительном этапе войны, в период Петсамо-Киркенесской наступа тельной операции и в период нахождения советских войск в Финнмарке. Мы об этом уже раньше говорили, а сейчас приведём небольшой отры вок из статьи доктора исторических наук И. Дьяконова «Киркенесская эти ка». Этот трактат, говорится во вступлении, «был написан молодым совет ским офицером среди руин норвежского городка Киркенеса в декабре со рок четвёртого». Не касаясь двух основных разбираемых этических принципов (первый — «благо моего ближнего важнее моего личного блага» и второй — «по мере твоих сил не умножай мирового страдания»), возьмём лишь рассуждения автора о войне вообще. Вот они: «Конечно, война препятствует универсальному понятию “ближний” и влюбом случае есть величайшее из преступлений; к противнику не относятся никакие этические преимущества. Убить противника не значит совершить убийство. Теоретически это относится только к вооружённому и носящему форму противника, не находящегося в плену. В реальной жизни ничего похожего»60. ...И последнее, иностранцы, находившиеся в Мурманске в мае 1945 года, узнали о конце войны раньше рядовых русских. Один из мурманчан (Н. В. Ко- панев) рассказывал: «Вночь с 8 на 9 мая вдруг с иностранных судов, стоявших на рейде, потянулись в небо трассирующие очереди. Англичане и американцы, находившиеся тогда в Мурманске, выскочили на улицы и начали беспорядочно стрелять в небо. Мы сначала недоумевали: с чего это такой переполох? А потом услышали слово “Победа”... И поняли —конец войне»61. 495
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz