Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Другие норвежцы воевали на сухопутном фронте. Они были проводни­ ками, разведчиками. Там, где сейчас расположен посёлок Междуреченск, в годы войны была база, где российские граждане норвежской национально­ сти, бежавшие в СССР от гитлеровской оккупации своей страны, проходи­ ли боевую подготовку. Отсюда они небольшими группами уходили на бое­ вые задания в тыл гитлеровцев. Не все возвращались из этих невероятно трудных походов. Многие погибли, попав в руки фашистских захватчиков. Отношения русских и норвежских разведчиков были добрые и заботли­ вые. Норвежцы, бывая по служебным делам в Мурманске, на побывке в своих семьях, видели разрушенные города и посёлки и сочувствовали севе­ рянам. Мурманчане, в свою очередь, обещали отомстить немцам за пору­ ганную честь Норвегии. Только много позже после окончания войны и рус­ ские, и норвежцы узнали из публикации журналиста Б. Линдаля, что Кир­ кенес за войну бомбардировали 328 раз, а М урманск подвергался авиабомбёжкам не менее 720 раз59. Особенно благоприятно складывались отношения русских и норвежцев на заключительном этапе войны, в период Петсамо-Киркенесской наступа­ тельной операции и в период нахождения советских войск в Финнмарке. Мы об этом уже раньше говорили, а сейчас приведём небольшой отры­ вок из статьи доктора исторических наук И. Дьяконова «Киркенесская эти­ ка». Этот трактат, говорится во вступлении, «был написан молодым совет­ ским офицером среди руин норвежского городка Киркенеса в декабре со­ рок четвёртого». Не касаясь двух основных разбираемых этических принципов (первый — «благо моего ближнего важнее моего личного блага» и второй — «по мере твоих сил не умножай мирового страдания»), возьмём лишь рассуждения автора о войне вообще. Вот они: «Конечно, война препятствует универсальному понятию “ближний” и влюбом случае есть величайшее из преступлений; к противнику не относятся никакие этические преимущества. Убить противника не значит совершить убийство. Теоретически это относится только к вооружённому и носящему форму противника, не находящегося в плену. В реальной жизни ничего похожего»60. ...И последнее, иностранцы, находившиеся в Мурманске в мае 1945 года, узнали о конце войны раньше рядовых русских. Один из мурманчан (Н. В. Ко- панев) рассказывал: «Вночь с 8 на 9 мая вдруг с иностранных судов, стоявших на рейде, потянулись в небо трассирующие очереди. Англичане и американцы, находившиеся тогда в Мурманске, выскочили на улицы и начали беспорядочно стрелять в небо. Мы сначала недоумевали: с чего это такой переполох? А потом услышали слово “Победа”... И поняли —конец войне»61. 495

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz