Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
чтобы обеспечить его и его тётю до следующего прибытия. Кстати, мальчика звали, как и меня, Петя. В один из походов, когда мы прибыли в Мурманск, только четыре из десяти самолётов у нас были пригодны к полётам. На обратном пути в Скапа-Флоу над конвоем кружило до 24 “Юнкерса-88”. Рядом с судном, которое эскортировала наша “Найрана”, были сбиты два из них. Один “юнкере” упал в воду за кормой судна, другой с грохотом пронёсся буквально над нашими головами, и наши артиллеристы в пылу атаки открыли огонь по британским самолётам так же, как по немецким. Пого да была тогда очень холодная, и все посудины вымотались по дороге домой»45. А вот вообще уникальный документ —дневник помощника капитана американского парохода «Джон Шарп Вильянс», участника конвоев JW — 61 и RA — 62 (речь идёт о 1944 годе)46: «Четверг, 26 октября. Прошли в полдень Нордкап. Самолёт сбрасывает белые ракеты вокруг конвоя. Суда перестроились. Получили кодовое сообщение: наше место назначения Мур манск. Заняли позицию 91. Скорость конвоя 8,5 узла. Курс 090 от начального. Но чью временами дожди со снегом, сильное волнение на море. Суббота, 28 октября. Конвой направился в Кольский залив одной колонной. Прибытие в Мурманск запланировано в 10.00. Сельская местность сильно запущена и выглядит бесплод ной. Конвой ожидает захода в гавань. Бросили якорь на рейде Мурманска в 12.30. Пройдено расстояние в 1693,5 мили за 7 суток 17 часов. На борт прибыли русские и американские официальные лица... Воскресенье, 29 октября. День облачный, температура воздуха 38°Ф. 13.00 судно подходит к плавучему крану “Эмпресс Батгресс” с левого борта. На борт прибыла бригада с берега для погрузки. До подхода судна к крану корабельная команда продолжает работу. Бере говая команда состоит из жителей Бессарабии, Болгарии и других стран, которым нельзя доверять на фронте, но они могут работать в тылу. Они являются частью русской армии. Понедельник, 30 октября. Продолжается разгрузка судна. 04.00 груз левого борта снят, судно имеет крен 9 град, на правый борт. 05.00 судно отведено для разворота к плавкрану правым бортом. При развороте в 08.00 авария, вызванная проломом палубы при слишком близком прохождении с “Вилям Пеппет”. 19.00 лоцман на борту переводит судно к рыбацкому пирсу № 12. 20.45 всё нормально. Судно имеет крен 8 град, на правый борт. Береговая команда на борту чистит палубы и открывает люки. Часы переведе ны на час вперёд. Вторник, 31 октября. Работы продолжаются до 05.00. Выгрузка идёт в 3 смены. Многие женщины из числа береговой команды управляют лебёдочными тросами, работают учётчиками и т. д. Часы переведены на час вперёд, теперь по береговому времени. 484
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz