Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

чтобы обеспечить его и его тётю до следующего прибытия. Кстати, мальчика звали, как и меня, Петя. В один из походов, когда мы прибыли в Мурманск, только четыре из десяти самолётов у нас были пригодны к полётам. На обратном пути в Скапа-Флоу над конвоем кружило до 24 “Юнкерса-88”. Рядом с судном, которое эскортировала наша “Найрана”, были сбиты два из них. Один “юнкере” упал в воду за кормой судна, другой с грохотом пронёсся буквально над нашими головами, и наши артиллеристы в пылу атаки открыли огонь по британским самолётам так же, как по немецким. Пого­ да была тогда очень холодная, и все посудины вымотались по дороге домой»45. А вот вообще уникальный документ —дневник помощника капитана американского парохода «Джон Шарп Вильянс», участника конвоев JW — 61 и RA — 62 (речь идёт о 1944 годе)46: «Четверг, 26 октября. Прошли в полдень Нордкап. Самолёт сбрасывает белые ракеты вокруг конвоя. Суда перестроились. Получили кодовое сообщение: наше место назначения Мур­ манск. Заняли позицию 91. Скорость конвоя 8,5 узла. Курс 090 от начального. Но­ чью временами дожди со снегом, сильное волнение на море. Суббота, 28 октября. Конвой направился в Кольский залив одной колонной. Прибытие в Мурманск запланировано в 10.00. Сельская местность сильно запущена и выглядит бесплод­ ной. Конвой ожидает захода в гавань. Бросили якорь на рейде Мурманска в 12.30. Пройдено расстояние в 1693,5 мили за 7 суток 17 часов. На борт прибыли русские и американские официальные лица... Воскресенье, 29 октября. День облачный, температура воздуха 38°Ф. 13.00 судно подходит к плавучему крану “Эмпресс Батгресс” с левого борта. На борт прибыла бригада с берега для погрузки. До подхода судна к крану корабельная команда продолжает работу. Бере­ говая команда состоит из жителей Бессарабии, Болгарии и других стран, которым нельзя доверять на фронте, но они могут работать в тылу. Они являются частью русской армии. Понедельник, 30 октября. Продолжается разгрузка судна. 04.00 груз левого борта снят, судно имеет крен 9 град, на правый борт. 05.00 судно отведено для разворота к плавкрану правым бортом. При развороте в 08.00 авария, вызванная проломом палубы при слишком близком прохождении с “Вилям Пеппет”. 19.00 лоцман на борту переводит судно к рыбацкому пирсу № 12. 20.45 всё нормально. Судно имеет крен 8 град, на правый борт. Береговая команда на борту чистит палубы и открывает люки. Часы переведе­ ны на час вперёд. Вторник, 31 октября. Работы продолжаются до 05.00. Выгрузка идёт в 3 смены. Многие женщины из числа береговой команды управляют лебёдочными тросами, работают учётчиками и т. д. Часы переведены на час вперёд, теперь по береговому времени. 484

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz