Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Обо всем дальнейшем Дональд Уилкинсон писал: «Голодные, промёрзшие, полуодетые —всё тёплое осталось на крейсере, —мы появились на советской земле в трудный для вашей страны час. Мы сразу ощутили себя среди товарищей по оружию. Нам выдали отличные полушубки, тёплые ушан ки, всех расквартировали, сытно кормили. Я по сей день скучаю по вашему борщу. Зная, что чёрный хлеб для нас непривычен, специально выпекали белый. И это в сорок втором году, когда недальний Ленинград был в блокаде. Такое не забывается! Апотом мы переехали из Мурманска вАрхангельск. В июне сорок второго года английское правительство решило направлять транспортные суда с конвоем не в Мурманск, который круглые сутки бомбили, а вАрхангельск. Мы отправились туда поездом, шедшим на дровах. На частых остановках, прямо в лесу, мы вместе с рус скими солдатами заготавливали топливо. Неделю продолжался наш переезд в Архангельск. Неделя, перевернувшая всю моюжизнь. Ведь я ничего не знал о вашей стране раньше. Именно на земле сражав шейся России стал понимать истоки оптимизма советских людей, их веру в конеч ную победу. Кроме того, я понял и причины войны, политическую подоплёку фа шизма как продолжение империализма»42. Заканчивая этот раздел о роли Северного флота, Мурманска и мурман чан в осуществлении военных перевозок через Атлантику, об их участии в конвойных операциях, надо ещё раз повторить официальные трактовки этой проблемы. Вот одна из них. Крупные силы флота и авиации фашистской Германии, базировавшие ся в Северной Норвегии, занимали выгодное положение и могли успешно действовать против союзных конвоев на всём пути их следования. Поэтому союзникам приходилось принимать необходимые меры для обеспечения безопасности своего судоходства в Норвежском и Баренцевом морях. Охрану транспортов, направлявшихся в северные порты Советского Союза и об ратно, осуществляли силы английского флота. В прикрытии союзных кон воев широко использовались и силы Северного флота. В его задачи входила защита внешней коммуникации между меридианом — двадцать градусов восточной долготы и портами —Мурманск и Архангельск. Принципиальная схема проводки Северным флотом союзных конвоев сводилась к следующему. С получением сведений о выходе кораблей из Англии или Исландии штаб флота приступал к развертыванию выделенных на охрану сил. Первыми вылетали самолеты-разведчики с задачей обеспе чить конвой разведывательными и гидрометеорологическими сведениями. Полученные данные о передвижении сил противника и дислокации его авиа ции, о состоянии погоды и границах льда на трассе передавались через во енную миссию союзников адмиралтейству, которое на основании этих све дений окончательно определяло маршрут движения конвоя. 481
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz