Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Проходит час. На улице всё спокойно. Решив, что налёт отбит, выходим из убежища и идём в гостиницу “Арктика”. Но едва мы расположились, как снова начинается стрельба зенитных батарей, и по разрывам снарядов слышно, как само­ лёты проходят прямо над нами. Первая мысль —бежать в убежище, но куда там! Сзади раздаётся взрыв. Бомба угодила прямо в убежище, где скрывались служащие гостиницы. Все они погибли. Другая бомба разносит крыло гостиницы, третья раз­ рывается перед ней, убив немало людей, по-видимому, бежавших в убежище. Ещё одна бомба попадает в общественную кухню на другой стороне улицы. Решаем поскорее убраться из гостиницы и вернуться на судно, в относитель­ ную безопасность. Однако появились патрули, и, поскольку отбой ещё не прозву­ чал, никому не позволяли ходить по улицам. Через полчаса снова гудят несколько звеньев немецких бомбардировщиков. Они сбрасывают множество зажигательных бомб. Деревянные постройки превращаются в пылающие костры. Практически в Мурманске делать было нечего. Темно и тоскливо. На каждом углу на столбах висели тарелки громкоговорителей и постоянно кричала военная музыка, и звучали советские патриотические песни. Мы видели на улицах лишь несколько человек. Когда возвращались на корабль, наша группа тащилась вдоль рельсов по грязи к пирсу, и вдруг мы услышали много голосов. Приблизившись, мы увидели женщин, которые ремонтировали дорогу, и делали они это без какой- либо техники, только лопатами и ломами»35. Офицер связи Девид Б. Крейг: «13 января 1943 года я ступил на “Давер Хилл” и узнал, что мы отправимся на север России. Мы были сильно нагружены самолётами-истребителями, танками, орудиями, грузовиками, а также большим тоннажём артиллерийских снарядов и взрывчатых веществ. Наш палубный груз состоял из грузовиков в упаковочных кар­ касах, танков “Матилвда” и цистерн со смазочным материалом, укрытых слоем мешков с песком, по-видимому, для защиты от трассирующих снарядов. Излишне говорить, что от всего этого было довольно жутко... 27 февраля мы благополучно и без потерь достигли Кольского залива. 15транс­ портов направились в Мурманск, остальные в Молотовск. Мы очень устали, так как все эти дни были на вахте и боевом дежурстве и наде­ ялись выспаться, когда встанем на якоре в Мурманске, но очень быстро разочаро­ вались в этом, когда в миле от Кольского залива прошли мимо горевшего транспор­ та, команда которого перебиралась в спасательные шлюпки. Когда мы спросили нашего лоцмана об этом судне, как оказалось, из предыдущего конвоя, тот с весё­ лой иронией рассказал, что по пути к нам видел, как его атаковали самолёты. Это было, видимо, привычным делом. Теперь нам стало понятно, почему мы были ос­ нащены большим количеством “эрликонов” и “бофорсов”. После двух дней стоянки на якоре мы пришвартовались к причалу для разгруз­ ки. Порт подвергался довольно продолжительным бомбёжкам. Одно из наших су­ дов “Оушен Фридем” было потоплено у причала рядом с нами. 473

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz