Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Вот как описывал дальнейшее журналист А. Яцковский: «Утро 13 сентября выдалось ясное. Невысокое солнце заполярной осени играло бликами на поверхности спокойного моря. Двухбалльный западный ветер, слабое волнение, видимость превосходная. Со скоростью около 7 узлов караван двигался установленным порядком. Вдесятой колонне, крайней справа, шел “Сталинград”. Моряки называли десятую колонну “убойной”, и не без основания: она распо лагалась ближе всех остальных к фронту вероятного нападения, первой могла под вергнуться атаке самолётов, посланных с материка. Левее “Сталинграда” находи лись “Петровский” и большой грузовой пароход дальневосточник “Тбилиси”. Впе реди шёл “американец”, позади —архангельский лесовоз “Сухона”. После короткого предутреннего отдыха вновь появился в штурманской рубке капитан “Сталинграда” А. Н. Сахаров. Его подменял здесь некоторое время Д. Н. Сергиевский, старший морской инспектор Главсевморпути. Сдав вахту, мо ряк спустился на палубу. Лучше бы он оставался на мостике... Неожиданный грохот сильнейшего взрыва потряс судно. Огромный смерч воды и пара взметнулся над “Сталинградом”. Первую торпеду получил именно он. Па роход стал крениться и оседать на корму. Подводный удар пришёлся по средней части, в наиболее чувствительное место, в район машинного отделения. Тревогу объявили немедленно. Капитан Сахаров приказал покинуть всем судно. Было оче видно, что гибель парохода неминуема. Он стремительно погружался. Большин ство спасательных шлюпок оказались уничтоженными, но оставались ещё плоты... Нужно отдать должное А. Н. Сахарову: в столь драматической ситуации, когда истекали последние мгновения обречённого корабля, он не терял присутствия духа, не забыл о долге товарищества, о соседях. Прошло не более шести минут —и паро ход поглотила бездна холодного моря. Строго блюдя закон и морские традиции, капитан покинул судно последним, оттолкнувшись от уходящих из-под ног поручней и стараясь удалиться от образу ющейся воронки. Это ему удалось —он хорошо плавал, к тому же при падении в воду слетел с ноги валенок. Хладнокровие, выдержка и смелость капитана “Сталинграда” не остались не замеченными командованием конвоя. Спустя несколько месяцев посольство Вели кобритании в Москве сообщило Советскому правительству о награждении Анато лия Сахарова английским орденом —крестом “За боевые заслуги”. Отмечая муже ство капитана, нота посольства подчёркивала, что он “добровольно, вместе сдругими советскими моряками нёс службу наблюдения на борту британского военного суд на, которое он впоследствии благополучно привёл в Архангельск”»30. А теперь давайте предоставим слово нашим союзникам по Второй ми ровой войне. Второй помощник капитана американского парохода Ричард Гесс писал 31 октября 1942 года в журнале «Коллиере» (статья «С конвоем в Мурманск»): «Двадцать минут нас атакуют пять воздушных торпедоносцев и восемь бомбар дировщиков. Атаки повторяются ежечасно. Мощный зенитный огонь заставляет 470
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz