Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Вот как описывал дальнейшее журналист А. Яцковский: «Утро 13 сентября выдалось ясное. Невысокое солнце заполярной осени играло бликами на поверхности спокойного моря. Двухбалльный западный ветер, слабое волнение, видимость превосходная. Со скоростью около 7 узлов караван двигался установленным порядком. Вдесятой колонне, крайней справа, шел “Сталинград”. Моряки называли десятую колонну “убойной”, и не без основания: она распо­ лагалась ближе всех остальных к фронту вероятного нападения, первой могла под­ вергнуться атаке самолётов, посланных с материка. Левее “Сталинграда” находи­ лись “Петровский” и большой грузовой пароход дальневосточник “Тбилиси”. Впе­ реди шёл “американец”, позади —архангельский лесовоз “Сухона”. После короткого предутреннего отдыха вновь появился в штурманской рубке капитан “Сталинграда” А. Н. Сахаров. Его подменял здесь некоторое время Д. Н. Сергиевский, старший морской инспектор Главсевморпути. Сдав вахту, мо­ ряк спустился на палубу. Лучше бы он оставался на мостике... Неожиданный грохот сильнейшего взрыва потряс судно. Огромный смерч воды и пара взметнулся над “Сталинградом”. Первую торпеду получил именно он. Па­ роход стал крениться и оседать на корму. Подводный удар пришёлся по средней части, в наиболее чувствительное место, в район машинного отделения. Тревогу объявили немедленно. Капитан Сахаров приказал покинуть всем судно. Было оче­ видно, что гибель парохода неминуема. Он стремительно погружался. Большин­ ство спасательных шлюпок оказались уничтоженными, но оставались ещё плоты... Нужно отдать должное А. Н. Сахарову: в столь драматической ситуации, когда истекали последние мгновения обречённого корабля, он не терял присутствия духа, не забыл о долге товарищества, о соседях. Прошло не более шести минут —и паро­ ход поглотила бездна холодного моря. Строго блюдя закон и морские традиции, капитан покинул судно последним, оттолкнувшись от уходящих из-под ног поручней и стараясь удалиться от образу­ ющейся воронки. Это ему удалось —он хорошо плавал, к тому же при падении в воду слетел с ноги валенок. Хладнокровие, выдержка и смелость капитана “Сталинграда” не остались не­ замеченными командованием конвоя. Спустя несколько месяцев посольство Вели­ кобритании в Москве сообщило Советскому правительству о награждении Анато­ лия Сахарова английским орденом —крестом “За боевые заслуги”. Отмечая муже­ ство капитана, нота посольства подчёркивала, что он “добровольно, вместе сдругими советскими моряками нёс службу наблюдения на борту британского военного суд­ на, которое он впоследствии благополучно привёл в Архангельск”»30. А теперь давайте предоставим слово нашим союзникам по Второй ми­ ровой войне. Второй помощник капитана американского парохода Ричард Гесс писал 31 октября 1942 года в журнале «Коллиере» (статья «С конвоем в Мурманск»): «Двадцать минут нас атакуют пять воздушных торпедоносцев и восемь бомбар­ дировщиков. Атаки повторяются ежечасно. Мощный зенитный огонь заставляет 470

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz