Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

И ещё один (общего плана) материал о ленд-лизе и конвоях дал извест­ ный военный историк, доктор военно-морских наук В. Шломин: «Перевозка грузов в СССР осуществлялась по трём путям —через Северную Атлантику в Архангельск и Мурманск, в портыДальнего Востока, а начиная с 1943 года —через Персидский залив и Иран. Самым выгодным был арктический путь — самый короткий. Однако проводка конвоев северным путём была связана с опасностью гибели судов и их экипажей. Чтобы запугать моряков союзных стран, заставить их отка­ заться от рейсов в СССР, немецкие подводники и лётчики не ограничивались по­ топлением транспортов, а уничтожали экипажи, спасавшиеся на шлюпках или пло­ тах. Втрагическом для нас 1942 году на этой коммуникации погибло 69 транспорт­ ных судов, в т. ч. 7 советских, 7 английских кораблей охранения и советский сторожевой корабль. Широко известна печальная судьба конвоя PQ-17. Из 37 транспортов немецки­ ми самолётами и подводными лодками было потоплено 24, два судна вернулись в Исландию и только 11 прибыли в советские порты. Последние были спасены уси­ лиями моряков Северного флота. Вместе с судами были потеряны 210 бомбарди­ ровщиков, 430 танков, 3350 автомашин, 100 тыс. тонн военных грузов. Основную ответственность за проводку конвоев нёс английский флот, в ряде операций участвовали американские корабли. В своей оперативной зоне Северный флот усиливал охранение конвоев, а также проводил другие операции: ледовую раз­ ведку, наносил бомбовые удары по базам и аэродромам противника, вёл поиск и уничтожение подводных лодок, траление фарватеров, обеспечивал противовоздуш­ ную оборону конвоев, спасал повреждённые суда и их экипажи... Всего за время войны в северные советские порты прибыло 40 конвоев — 740 транспортов, из них 35 советских»21. Союзники поставляли в СССР не только тяжёлое вооружение (танки, самолёты), не только боеприпасы и автотранспорт, продовольствие и меха­ низмы (паровозы, краны, станки), но и так называемые «расходные мате­ риалы» (телефонный провод, колючая проволока и т. д.). Вот как выглядела, к примеру, только одна грузовая ведомость парохо­ да «Puerto Rican», прибывшего в Мурманск в январе 1943 года22: Название грузов Кол-во тонн 15 самолётов «Катис Райт» 8 самолётов «Дуглас А-20В» 456 ящиков запасных частей к самолётам 20 средних танков Средний тягач в 5 ящиках 3 лёгких пехотных танка Мотоциклы и запчасти к ним в 12 ящиках 120 упаковок запасных частей и рабочий 107 77 56 522 42 34 30 инструмент к автомашинам «виллис» 18 462

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz